Берендеи — загадочная и неоднозначная история исчезнувшего народа Как это было

Когда я собирался собрать о народе Берендеи, никак не предполагал найти столь противоречивые сведения.

Свое повествование начну для вас вероятно неожиданно — со словаря уважаемого Владимира Даля — человека весьма честного и авторитетного. Чего только нет в его словаре, но слова «берендей», «берендеи», НЕТ!

Этот факт выглядит очень странно, так как даны однокоренные слова с описанием их определения – «берендейка», «берендеить», «берендеечник», «берендеечница», «берендерить». А вот основного, корнеобразующего слова нет.

Прервемся и обратимся к признанным источникам, где слово Берендеи присутствует.

Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Берендеи (Берендичи) — кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками, то черными клобуками.

Первое известие о Берендеях в наших летописях встречается под 1097 г. (о торках — под 985 г.), затем до 1146 г. они постоянно почти смешиваются с торками и только с 1146 г. чаще называются черными клобуками. В начале XIII столетия черные клобуки совершенно исчезают в наших летописях.

Замечательны отношения Берендеев, или торков, живших сначала за Доном, по соседству с болгарами, к нашим князьям. Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь, но их набеги не были так опасны и опустошительны, как, например, набеги печенегов, вследствие, вероятно, их меньшего количества сравнительно с последними.

С появлением половцев роль Берендеев меняется. Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Берендеи, поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни (из их городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск) и по крайней мере в XII в. могут уже называться полуоседлым народом.

Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Кто-то —  предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав.

Советская историческая энциклопедия о Берендеях

Берендеи — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов.
В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовольским князем Василько Ростиславичем. (Повесть временных лет).

Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси.
Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты.

Откуда ж задержались Берендеи в сказках?

Приведем полные цитаты из Википедии слов «берендей» и «берендеи».

«Берендей:

  • Представитель племени берендеев.
  • В славянской языческой мифологии – колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.
  • Мифический царь в русской литературе.

В сказке А. Н. Островского «Снегурочка» царь Берендей мудро правит берендеями.

В «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. В этой сказке находят отражение многие сказочные герои и мотивы русских народных сказок: Иван-царевич, Кощей, Марья-царевна и другие».берендей

В исторических материалах следы присутствия берендеев обнаруживаются в разных областях земли русской:

  • стояли они на службе у Юрия Долгорукого,
  • помогли в борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским Всеволодом Ольговичем в 1139 году, придя на помощь киевскому князю в количестве 30 тысяч
  • Данные топонимии свидетельствует о том, что часть берендеев была переселена во Владимиро-Суздальскую землю (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.). А.С. Плетнёва считает, что эти берендеи вероятнее всего были переселены из Поросья Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским в период их обладания киевским столом.. (Плетнёва С. А. Древности черных клобуков // Свод археологических источников Москва, 1973. С. 25)
  • Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие.
  • Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ (Торцкь, Торцьскъ).

Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях реки Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи, а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем.

«Название в летописях исчезает к XIII веку. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию».

Теперь вернемся к слову Берендей

Слова, образованные от слова берендеи, пронизывают все слои быта русского народа. И этот факт совершенно исторической наукой упущен. Как не увидеть здесь заговора?

Теперь о традициях… Какой народ воспринимает берендеев, как свой народ, своих предков, свои традиции? Может быть, я вас удивлю, но именно русские! Города мастеров, музеи под открытым небом, дома отдыха, санатории, гостиницы в самых разных городах от Москвы до самых окраин, таких, к примеру как Алтай, с названиями «деревня Берендеевка», «Берендеево», «Город Берендеев» встречаются в огромных количествах.

К примеру, Дмитрий Смирнов в книге «Нижегородская старина», описывая празднование святок нижегородскими обывателями в XIX – начале XX века, указывает среди праздничных блюд «берендеевскую ветчину, торсуевскую икру, разживинский сыр и другие деликатесы местных гастрономических фирм». (Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. 2-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2007. – 720 с., илл., ISBN 978-5-94706-047-8, с. 551.) Напомню, что ветчина не употреблялась в пищу степными племенами, но была традиционно пищей славян. Народ не собирается соглашаться с забывшими свою историю историками, будто берендеи – это не русские люди. Это русские люди, и сохранившиеся народные традиции тому свидетельство.

Кто же были берендеи?

Если вы проанализируете приведенные сведения, то увидите множество несоответствий, которые говорят о надуманности, неточности и не понимании, кто такие берендеи, откуда они взялись, куда исчезли, почему имели столь большое влияние в истории, и так далее…

К примеру, совершенно не понятно, почему якобы степное племя ненавидело все остальные степные племена и любило, и защищало русских князей?

Далее, как могут степняки отказываться от платы за защиту, а данный факт установлен, и просить города в управление? Если же не сами города, то земли под них, и в этом случае успешно строили их? Кочевники не строили городов, включая даже Чингизхана, и не умели ими управлять. Это очень серьезное противоречие, вызывающее сомнение в кочевом характере берендеев.

Мы знаем города берендеев, но не слышали об их кочевьях. Как можно называть берендеев даже полукочевниками, если мы знаем их лишь как городских жителей и профессиональных воинов.

Мы знаем, что отряды берендеев нанимали не только русские князья, но и другие государства, к примеру, тот же венгерский король. Степняков нанимали очень редко. Вот скифов – тех да, а степняков, из-за их непостоянства – нет! Берендеи, следовательно, были надежны. Это были профессионалы.

Потому то в повестях и летописях берендеи всегда представляли собой отряд определенной численности, весьма не малой. Один этот отряд определял победу в бою, и об этом мы видим упоминание в источниках, где сказано, что киевские князья смело вступали в бой и побеждали даже в меньшинстве, если имели отряд берендеев.

Именно берендеев боялись враги, а не киевских князей. Следовательно, берендеи были профессиональными наемными воинами, имевшими непререкаемый авторитет именно в военном деле. По характеру их деятельности мы можем смело провести аналогию берендеев со скифами. Скифов тоже пытаются представить кочевниками, не смотря на то, что они жили в городах, имели лучшее в мире вооружение и лучшую в мире армию, их мастера изготавливали прекрасные золотые украшения.

О городах берендеев

Теперь о желании берендеев жить в городах… Какие ещё степные племена хотели жить в городах? Да никакие! Включая завоевавших полмира монголов, принимавших послов других государств в степи, в специально организованном стойбище. А берендеи просят киевского князя: «Коль хочешь нас отблагодарить, так дай нам города». Но они и сами строили города, в которых жили.

«Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие».

Названы 6 городов и указано, что были и другие… Ничего себе степное племечко, не помещавшееся в 10-ти, а то и в 20-ти городах? Это больше напоминает отдельное государство с многочисленным населением, сравнимым с населением всей Руси!

Но жить в городах – полдела…. Берендеи умели строить города! Желание жить в городах, умение их строить  и самое главное – умение ими управлять…. Всё это свидетельствует о владении берендеями знаниями государственного устройства и управления. Ведь любой город – это уже государство, так как он обладает всеми его признаками: централизованной властью, организацией порядка, собиранием налогов, содержанием дружины для военных и полицейских функций, организацией производства и торговли, ведением переговоров с другими городами.

Земли берендеев

Берендеи – это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края.

Народ этот славянского происхождения, и возможно одни из основных предков, родоначальников русского народа.

Были предприняты в исторической науке неимоверные усилия по вычищению  упоминаний этого славного народа и введению на всякий случай дезинформации о берендеях, как народе тюркского происхождения. Ведь чем неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее верят.

Чтобы не запутаться, мы должны отделить от народов, называвших себя берендеями, дружины берендеев, занимавшиеся военной деятельностью на профессиональной основе. Первые были окончательно переименованы в русичей киевскими князьями в X веке. Вторые практически до XIII века сохраняли свою индивидуальность в виде названия, или, как мы бы сейчас назвали – торговой марки. «Берендеи» – это ведь отличная торговая марка для военных дружин, которой наверняка дорожили. По всей видимости, война была профессией довольно большого количества людей.

Использованный источник

Новый комментарии

  1. Геннадий Федоров

    Поскольку признано, что «берендеи» являлись тюркским народом, их самоназвание должно быть трактовано на тюркских наречиях, одним из которых является чувашский язык. Согласно фонетике чувашского языка, не имеющей твёрдых согласных, «берендей» произносится «пирень те», что имеет буквальное смысловое значение — «наш, говори (считай)», то есть, союзник. Об этом же говорит и цитата из летописи — «свои поганые». Термин «поганый» употреблся русскими в смысле иноверец». Первое упоминание о Волжских Болгарах в русских летописях — «Блгари погани», что соответствует действительности, так как Волжские Болгары — чуваши не принимали никакой другой веры, ни ислама, ни христианства, кроме своей, национальной монотеистической веры в Бога Сюльти Тура (Бога — Творца) вплоть до до 18-го века, когда была проведена добровольно-насильственная христианизация чуваш и правобережных казанских татар. Однако, некрещеные чуваши сохраняются по настоящее время. Чуваши являются частью народов Великой Булгарии, давшей начало Дунайской Болгарии, Кабардино-Балкарии, Волжской Булгарии, Венгрии и Румынии, основанных родными братьями — сыновьями Болгарского Царя Кубрата. С этим связаны сведения летописцев о лёгких перемещениях Берендеев из русских княжеств в Болгарию, Венгрию, Румынию и обратно. «Чёрные клобуки» — болгарский народ Крымской локализации, в Крыму называемый Караимы а в Чувашии «Хура ура». Причиной такого названия является то, что они носили чёрные брюки или онучи. Прямой перевод «Караим» — «Чёрные брюки». «Хура ура» — «Чёрные ноги». Караимы составляли личную гвардию Литовского Великого князя. В настоящее время проживают в нескольких сёлах Литвы. В столице Чувашии Чебоксарах Берендеевский лес входит в лесопарковую зону города. имеется одноимённая остановка общественного транспорта.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажми и лайкни

ПОНРАВИЛОСЬ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Следуй за нами на Фейсбук Подписаться в Твиттере Следовать в Контакте Следовать в Одноклассниках Подписаться в Google+ Следить в LiveInternet

Ближайшее по времени публикации

Опубликовать в Твиттере Опубликовать в Майле Опубликовать в Контакте Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+ Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в LiveInternet Опубликовать в Blogger