Почему христианская церковь уничтожала гусли Как это было

русли русские

Исследователи, изучающие историю православия на Руси, обнаруживают необъяснимый феномен - негативное отношение церкви к традиционному славянскому музыкальному инструменту, к гуслям. Вот например из  12-го века:

  • проповедник Кирилл Туровский грозит муками тем "кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки".
  • в требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: "ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?".
  • игумен Памфил ругал псковичей за то, что "они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным".

Исторические документы показывают, что во времена Романова Алексея Михайловича гусли изымались у населения возами и жглись на кострах. Почему так не ясно?

Так получилось, что за рубежом символом русской народной инструментальной музыки является балалайка. Балалайка инструмент очень яркий и хороший , но легкомысленный. В русских же сказках очень трудно найти что-нибудь про балалайку. Она безусловно встречается повсеместно в нашей фольклорной традиции, но в пляске или танце она свободно заменяется любым другим подходящим инструментом.

Невозможно отыскать даже намёк на то, что балалайка в славянской мифологии является или являлась каким бы то ни было символом. Балалайка  —  символ веселья и праздности. Балалайка — это очень хороший (особенно в умелых руках) и самобытный русский народный инструмент, балалайка, безусловно, характерный атрибут традиционного праздника и веселия, однако в качестве символа русской национальной музыкальной традиции она явно сейчас занимает не своё место.

Совсем другое дело — гусли. Гусли укоренены в русской истории и мифологии, они зарождаются вместе скартинки гусли музыкальный инструмент нашими преданиями и одновременно с нашей историей. Легендами о гуслях пронизана вся русская мифология. В славянских языках остались следы представлений о гуслях как об инструменте, связанном с чудом, волшебством, чародейством:

«Язык немедленно указывает и на ближайший круг значений, соотносимых с гуслями: польск. gusla — «колдовать», guslarz и guslarka — «колдун», «колдунья», луж. gusslowasch — «языческий обряд, жертва, колдовать», gusslowar — «колдун», сюда же примыкает и литовское goslus — «чародейство». Стоит отметить, что связь гуслей с колдовством на языковом уровне прослеживается лишь у западных славян в ареале Балтийского моря».

Иными словами, в очень далёкие времена гусли уже были не просто музыкальным инструментом, а инструментом священным, связанным с ранней натурфилософией и духовными исканиями древних мыслителей.

Почему название гусли?

В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка связаны с чем-либо сакральным в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии:

"Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали.

Мы спали у княгини, побывали у первобрачной.

И что княгиня делает?

Во гусли играет, дары снаряжает".

Интересны тексты таких книг, как эпос Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва. Индийцы связывают свое происхождение с северной прародиной. И язык санскрит также связан с арийскими корнями наших общих предков. Так вот, в указанных книгах говорится, что сотворение Вселенной происходило по средствам эфира и звука.  Утверждается:

  • эфир высший из элементов.
  • у эфира есть только одно свойство, и называется оно звуком.
  • эфир порождает семь звуков и аккорд.
  • затем звуки эфира порождают движение или ветер.
  • у последних уже два свойства, звук и касание, то есть инерция. Инерция является собственным свойством ветра и движения.
  • в результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания - инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который корелируется с семью первозвуками.

Свойствами света является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света (видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.

Гусли о основа всего

И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры VI - V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют найденные археологами зольники - остатки этих костров. Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор "Слова о полку Игореве" связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны - гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.

Баяны - это древние "СМИ", только в отличие от нынешних правдивые, пели свои последние новости под переливы гуслей.

И исполняя гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей - слов, на нитях основы - струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент - божественный инструмент.

игра на гуслях

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают музыкальные формы, которые есть третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а "скомрат" на санскрите значит вестник, посланец, говорили "идущие со светом по свету".

Но такое понимание мира не соответствует тому, что проповедует христианская церковь. А как вообще правильнее выражаться - церковь или религия. Одно ли это и тоже?!

В борьбе за духовную власть, которая шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Понравилась статья? Если у вас не оформлена подписка на рассылки нашего сайта, это можно сделать сейчас:

Источники:
http://www.dvduroki.ru/view_urok_podkat.php?idurok=1296
http://litrus.net/book/read/170382?p=39

Нажми и лайкни

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Ближайшее по времени публикации

Новый комментарии

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *