Почему христианская церковь уничтожала гусли

Исследователи, изучающие историю православия на Руси, обнаруживают необъяснимый феномен — негативное отношение церкви к традиционному славянскому музыкальному инструменту, к гуслям. Вот например из  12-го века:

  • проповедник Кирилл Туровский грозит муками тем «кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки».
  • в требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: «ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?».
  • игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным».

Исторические документы показывают, что во времена Романова Алексея Михайловича гусли изымались у населения возами и жглись на кострах. Почему так не ясно?

Так получилось, что за рубежом символом русской народной инструментальной музыки является балалайка. Балалайка инструмент очень яркий и хороший , но легкомысленный. В русских же сказках очень трудно найти что-нибудь про балалайку. Она безусловно встречается повсеместно в нашей фольклорной традиции, но в пляске или танце она свободно заменяется любым другим подходящим инструментом.

Невозможно отыскать даже намёк на то, что балалайка в славянской мифологии является или являлась каким бы то ни было символом. Балалайка  —  символ веселья и праздности. Балалайка — это очень хороший (особенно в умелых руках) и самобытный русский народный инструмент, балалайка, безусловно, характерный атрибут традиционного праздника и веселия, однако в качестве символа русской национальной музыкальной традиции она явно сейчас занимает не своё место.

Совсем другое дело — гусли. Гусли укоренены в русской истории и мифологии, они зарождаются вместе скартинки гусли музыкальный инструмент нашими преданиями и одновременно с нашей историей. Легендами о гуслях пронизана вся русская мифология. В славянских языках остались следы представлений о гуслях как об инструменте, связанном с чудом, волшебством, чародейством:

Похожая публикация:  Про чистый четверг. Есть ли языческие корни?

«Язык немедленно указывает и на ближайший круг значений, соотносимых с гуслями: польск. gusla — «колдовать», guslarz и guslarka — «колдун», «колдунья», луж. gusslowasch — «языческий обряд, жертва, колдовать», gusslowar — «колдун», сюда же примыкает и литовское goslus — «чародейство». Стоит отметить, что связь гуслей с колдовством на языковом уровне прослеживается лишь у западных славян в ареале Балтийского моря».

Иными словами, в очень далёкие времена гусли уже были не просто музыкальным инструментом, а инструментом священным, связанным с ранней натурфилософией и духовными исканиями древних мыслителей.

Почему название гусли?

В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка связаны с чем-либо сакральным в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии:

«Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали.

Мы спали у княгини, побывали у первобрачной.

И что княгиня делает?

Во гусли играет, дары снаряжает».

Интересны тексты таких книг, как эпос Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва. Индийцы связывают свое происхождение с северной прародиной. И язык санскрит также связан с арийскими корнями наших общих предков. Так вот, в указанных книгах говорится, что сотворение Вселенной происходило по средствам эфира и звука.  Утверждается:

  • эфир высший из элементов.
  • у эфира есть только одно свойство, и называется оно звуком.
  • эфир порождает семь звуков и аккорд.
  • затем звуки эфира порождают движение или ветер.
  • у последних уже два свойства, звук и касание, то есть инерция. Инерция является собственным свойством ветра и движения.
  • в результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания — инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который корелируется с семью первозвуками.
Похожая публикация:  Дни святок. Водокрес или Турицы Зимние - оживление Воды

Свойствами света является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света (видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.

Гусли о основа всего

И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры VI — V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют найденные археологами зольники — остатки этих костров. Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны — гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.

Баяны — это древние «СМИ», только в отличие от нынешних правдивые, пели свои последние новости под переливы гуслей.

И исполняя гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей — слов, на нитях основы — струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент.

игра на гуслях

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают музыкальные формы, которые есть третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит вестник, посланец, говорили «идущие со светом по свету».

Похожая публикация:  Праздник Красная Горка. Происхождение, традиции, дата

Но такое понимание мира не соответствует тому, что проповедует христианская церковь. А как вообще правильнее выражаться — церковь или религия. Одно ли это и тоже?!

В борьбе за духовную власть, которая шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Понравилась статья? Если у вас не оформлена подписка на рассылки нашего сайта, это можно сделать сейчас:

[wysija_form id=»2″]

Источники:
http://www.dvduroki.ru/view_urok_podkat.php?idurok=1296
http://litrus.net/book/read/170382?p=39

2 мнений о статье “Почему христианская церковь уничтожала гусли

  1. Иудо-христианская церковь уничтожала волшебные инструменты наших великих, славных предков потому, что знали паразиты о способности звуков гуслей пробуждать генетическую память. Тембр этих струн приводит в резонанс струн душ русов.
    С такой же целью была переписана летопись предков в средние века,- когда по всей Европе горели библиотеки,- переписана и переврана в изТОРЫю.
    Реальная летопись человечества: Древняя цивилизация славяно-ариев — возврат из забвения — peshera.org
    «Если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком гордым за себя и своих предков и никогда бы не надел рабский ошейник.» С.Левашова «Откровение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.