В январе лютые морозы стоят на дворе, а добрый люд не унывает! Девушки, жонки, даже девчушки и старухи на вечерние посиделки собираются. Порой на женские посиделки парни заглядывают, тогда веселье, танцы, игры начинаются. О том, как собирались в старину на вечерние посиделки, супрядки, нынче разговор.
Супрядки, вечёрки, прядимые посиделки, начинались в ноябре, после праздника Макошь. К этому сроку лён убран, вытрепан, очищен, готов к пряденью. С середины ноября до самого конца Больших Велесовых Святок, Водокреса, собираются девицы, жонки, старухи, для «женских помочей» – совместного прядения льна. Вечерние посиделки часто прядением не ограничивались, о том далее сказ пойдет.
Девушки на прядимых вечерних посиделках
Как проходили вечерние посиделки?
За зиму надобно много льна спрясть, для работы такой со всей деревни собирались девки в одной избе. Избу выкупали у одинокой старухи, бедной вдовы, в иной раз собирались вечерние посиделки поочередно в избах участниц супрядок, бывало, пряли в натопленной бане. На зимние посиделки, супрядки, допускались девушки, прыгнувшие в поневу, замужние женщины, отдельно собирались прясть льняную кудель старухи. В некоторых местностях даже девочки, ещё не допущенные на взрослые посиделки, помогали прясть, но приходили только на посиделки «прядимые», без игр, вечерних гуляний, святочных гаданий.
Самые частые вечерние посиделки – девичьи. Сбираются девушки-красавицы в одной избе, оплачивают хозяйке дрова для печи, лучины для освещения горницы, прядут за разговорами и песнями.
Святочные гадания на женских посиделках
Вечерние посиделки на Большие Велесовы Святки
В Велесовы дни вечерние посиделки волшебные! Собирались девушки в одной избе, да не столько пряли, сколько о женихах разговор вели, вечером же непременно святочные гадания начинались.
Способов святочного гадания много ведали девицы: пели подблюдные песни, раскладывали бобы по счету, капали воск в чашу с водой. На супрядках гадали на ниточках, спряденных «наопак», значит, веретено девушка крутит противосолонь левой рукой. Две нити нарекала девица своим именем и именем парня, что ей люб, бросала нити в таз с водой, смотрела: вместе ли поплывут ниточки, ждать ли свадьбы с милым?
На Большие Велесовы Святки вечерние посиделки часто были «игримыми». На супрядки заглядывали парни из соседних изб, из других деревень. Потому в Велесовы дни девицы на супрядки красиво наряжались, брали веретенце с напряденными уж нитями, показать свое мастерство, а уж как придут парни на женские посиделки – будет не до работы. Чтобы девушек в игры, танцы вовлечь, парни могли и прялку спрятать, веретено отнять, кудель поджечь. Девушки выкупали веретена поцелуем, после чего начинались игры, песни, танцы.
Истории о супрядках в Велесовы дни
Весело проходили вечерние посиделки молодежи на Большие Велесовы Святки, а всё ж помнили – время то опасное! На улицу ночью старались без надобности не показываться. В Велесовы дни ходят по земле «шиликуны», черти, злые духи.
Сохранились на Севере былички о встрече с ними:
Рассказывала мне одна бабка, что пришла на супрядки, сидят, прядут, а парней-то и нету вовсе. Одна девка-то возьми и скажи: «Хоть бы черт пришел заместо парней». Сидят, прядут. Вдруг входят двенадцать парней, садятся на лавку супротив их, сидят. Вдруг упало, веретено, наклонилась одна поднять-то его, смотрит, а под лавкой-то хвосты у них. А их [девушек] две сестры было-то. Как побежали они к дому-то. Прибежали домой-то, а двери-то закрыты. А на дворе лен постлан был, ну, настелен лен. Вот побежали черти к дому-то, а лен встает и говорит человеческим голосом: «Слушайте меня, меня с земли собрали, в землю насыпали, ухаживали, лелеяли, сжали, потом постлали..» Так он и рассказывал, и вот закончил, и на последнем слове петух пропел, они [черти] и исчезли.
Не только девки с шиликунами сталкивались, парни, что заходили на женские посиделки, тоже их встречали:
Нашего-то, Митина-та, дедушку хватали в бане-то. Хватали. Дак вот один с гармошкой зашел. Девки, говорит, поют писни. Ну, я, говорит, иду с гармошкой. Девки сидя, правильно, прядут. Раньше пряли там, в бане, все делали в бане. Прядут, говорит, девки. А ноги-те, гот, всё прятают. А ноги-то коровьи. Копыта. Ну, а снарядные [ряженые], всё это писки поют.
А он, видно, заметил. «Да разденься, с нами побудь, — дескать,— все тепло в бане». Раньше топили бани-то, пряли дак. Топили специально, собирались в бане. Ой, тут в бане блазнило [Блазнить — казаться, мерещиться] так всё, в логу она была. И он говорит: «Да я пойду на улицу» Платочек, платочек им оставил носовой.
Назавтра пришли, аж платочек весь на ленточки. Он убежал, убежал, догадался. Оне, говорит, за им, за им. Да он обратно к пруду-ту. На крылечко заскочил, зыбатся [Зыбаться — трястись (от страха)]. «А, — говорят, — догадался!». Оне бы его задавили. Вот так.
Вечерние посиделки – древняя традиция!
Разное о супрядках в Велесовы дни сказывают, а всё одно собиралась молодежь в январе до самого Водокреса на вечерние посиделки в теплой избе. Девушки пряли лён, гадали, разговоры о парнях вели. Знамо мороз любви не студит! Парни выбирали невесту: красавицу да рукодельницу.
Нынче о временах тех вспоминаем. Хорошо бы сейчас заглянуть на такие женские посиделки, взять в руки деревянное веретенце, под его мерное кручение вести разговоры с подругами, дожидаться парней с гармошкой да гостинцами…
На славянские вечерние посиделки переправить вас не можем, а духом родных традиций поделимся!
Источник https://northernfable.ru/