Древние путешественники, пересекая пустыню в районе Каира, иногда могли слышать необычный звук, доносящийся неизвестно откуда. Это была глубокая басовая нота, которая разносилась над Нильской долиной и сопровождалась другими, немного более высокими нотами, и вместе они образовывали «жуткий аккорд».
Поскольку звук постоянно усиливался, удивленный путешественник чувствовал страх. Им это казалось «голосом Бога Вселенной», и было тем более поразительно, что звуки эти исходили от огромного каменного сооружения, возвышающегося более чем на 150 метров над землей.
Там, на плато Гиза, на земле, которая сегодня известна как Египет, Великая Пирамида посылала звуковые сигналы через пески. И каким бы невероятным не казалось это, пирамида «пела».
Источник звуков пирамиды Хеопса
Чудо «поющей пирамиды» стало возможным благодаря двум узким шахтам, всего чуть более 20 см шириной каждая, которые выходили из так называемой Камеры Царя на поверхность пирамиды, на ее южной и северной сторонах. В отличие от подобных шахт Камеры Царицы, эти шахты не были запечатаны с обеих сторон.
В результате ветер, попадая в эти шахты, попадал затем в Камеру Царя, оттуда в предкамеру и, многократно отразившись от стен, усиливался в главном резонаторе пирамиды — Главной Галерее.
В 1765 году Девисон, пробравшись в пирамиду, был поражён эхом в Главной галерее и, пытаясь понять в чём дело, нашёл таким образом лаз в камеру над Камерой Царя.
Французы, посетившие пирамиду с Наполеоном в 1798 году, чтобы отпугнуть летучих мышей, не нашли ничего более подходящего, как выстрелить в Главной Галерее из пистолета. Они чуть не получили контузию, поскольку звук, отразившись от стен, превратился по силе звука в пушечный выстрел.
Современные исследователи
Американские акустические хулиганы во главе с Томасом Данли решили провести «исследование» в Камере Царя и врубили там генератор низких частот на полную мощность. Вот что он пишет о последствиях:
Продюсер желал получить для фильма чистый звук, и он попросил, чтоб я на практике отстроил уровень громкости. Я включил первый тон удобного (для кино) уровня, медленно (1,1Гц/сек) скользящий вниз от 200 до 10Гц. Около 90Гц я отметил сильную моду помещения, звучание действительно стало энергичнее.
Но что действительно заставило всех броситься к выходу, так это резонанс около 30Гц. (6) Тут я прервал эксперимент. Это был хороший резонанс, чёткий и сильный, насмерть перепугавший нескольких членов команды. Честно говоря, меня он тоже зацепил.
Высокодобротные резонансы на низких частотах очень впечатляют! Конечно, шансов, что произойдёт что-то нехорошее — немного, но если произойдёт – мало не покажется! Из-за нежелания прославиться в качестве первого современного человека, похороненного в Пирамиде, я переместил TEF и вышел сам из Камеры Царя во входной холл.
Прежде чем так баловаться, американцам следовало бы изучить физику. Камера царя имеет длину 20 королевских кубитов (мера длины Древнего Египта), кубит 52.4 см, то есть 10.48 метров. При скорости звука в воздухе 340 м.с. резонанс наступает при
340м.с./10.48м= 32.44Гц. Школьный курс физики.
Поскольку ширина комнаты 10 кубитов, то вторая резонансная частота больше в 2 раза, но она не так ярко выражена, поскольку это одна и та же нота, просто на октаву выше. В итоге, кое кто в команде Томаса Данли… немного испугался. Надеюсь они потом глянули мельком учебник.
Именно эта частота, возникая в Камере Царя, проходя через предкамеру, попадала в Главную Галерею и, многократно усиливаясь, распугивала бедуинов в округе. Но не только она. Бедуины жаловались на целую «гамму звуковых ощущений». Сейчас мы её найдём 🙂
Гамма звуков внутри пирамиды Хеопса
В интернете есть один забавный видеофрагмент. Там один пожилой англоговорящий джентельмен ведёт съемку в Пирамиде Хеопса. Он ходит по всем камерам, кроме подвала, разумеется (там закрыто), но где-то начиная с 2:10 он попадает в предбанник Камеры Царя, стукается, разумеется, о гранитный кирпич, который там висит, и ему начинает объяснять гид на арабском английском, про насечки на стене, которые, якобы, делают резонанс и т.д.
А затем он начинает «гудеть», стараясь попасть в тон резонанса, но когда он замолкает, становится отчётливо слышно резонансный эффект камеры, усиленный находящейся через стенку, Главной галереей.
Отчётливо слышны Фа-диез третьей октавы и Си-бемоль (Ля-диез) той же октавы. И далее, через октаву, и далее… Сначала я думал, что это типичная минорная пентатоника от Фа: Фа, Соль-диез, Ля-диез (Это наш Си-бемоль), До и Ре-диез. Но, попробовав остальные тона гаммы, их не услышал в обертонах, а значит тонов всего два — F#3 и A#3, которые повторяются через октаву.
Возвращаемся в школу на урок физики и смотрим характеристики этих тонов и длину их волн. Получаем
F#3 — 183Гц или 186 см длина волны.
A#3 — 233Гц или 148 см длина волны.
Так очень просто «на слух» можно вычислить точные размеры предкамеры Камеры Царя. Вернее её ширину и расстояние от стены до нашего «кирпича». Поскольку Большая Галерея как резонатор «через дорогу», звуки попадают туда и многократно усиливаются. Если добавить «басы» камеры Царя, то получим
C1, С2, F#3, A#3, F#2, B#2…
Многие уже пытались гудеть в пирамиде — получалось
И вот тут, когда всё кажется сложилось, натыкаюсь на материал с разбором полётов этого Томаса Данли, и не только его — проходимцев в пирамиде и пролежанцев в саркофаге было много… Там его тоже раздолбали, но главное мельком было сказано, что по летописям пирамида должна быть настроена на мажорное Фа-диез трезвучие. И тут я всё понял. Тут же бегу смотрю частоту С# уже четвертой октавы, чтобы без транспонирования. Беру эти 277.18 и внимательно слушаю в обертонах. И они есть! Тихонечко, но резонируют.
Пирамида действительно настроена на F#maj ! Можете сами послушать видео с тем пожилым джентельменом. Звуки с 2:15.
И кстати, есть ощущение, что эту гамму уже где-то слышал. Толи буддисты так гудели, толи какая игра была, толи где в церкви.
Ну и о благоустройстве жилья, на последок
И тут посетила меня ещё одна мысль. А какие обертоны у обычного жилья, является ли оно комфортным с точки зрения аккустики… Ведь железобетон, из которого сделаны многие дома, прекрасный резонатор. Вспомним, за сколько этажей мы слышим, когда кто-то делает ремонт.
Сделать это просто. Берём длину и ширину каждой комнаты квартиры и считаем их двузвучие.
Например, комната 3м на 4м.
340м.с./3м = 113.3 Гц. Это одна частота
340м.с./4м = 85Гц — это вторая
как они звучат можно посмотреть здесь http://onlinetonegenerator.com
Можно открыть два окошка этого сайта и в одном ввести 113.3, а в другом 85 и нажать в обоих Play. Мы услышим вполне гармоничный аккорд, хоть и низковатый. Чтобы он был выше и ближе к нашим обычным частотам нужно уменьшить размеры помещения. Возможно этим объясняется постоянное желание детей сделать себе маленький домик — им слишком низки частоты большого помещения и, возможно, для каждого человека есть свой индивидуальный размер такого помещеия, в котором ему комфортно. И возможно поэтому человеку неуютно в больших залах, где частоты переходят уже в инфразвук.
И это также во многом объясняет, что японцы, делающие дома из дерева, предпочитают делать отдельные спальни маленького размера, где им более комфортно спать.
Ведь дерево прекрасный резонатор. Следовательно, звуковые частоты в таких домах очень хорошо усиливаются. Может именно поэтому комфортно спать в маленьком помещении а не в зале.
А вот, рассмотрим, к примеру стандартную комнату 3 на 5 метров.
340м.с./3м = 113.3 Гц.
340м.с./5м = 68 Гц.
И звучит уже как-то не очень если честно. 68 герц уже низковато. Поэтому, чтобы заглушить 68 герц можно на стене напротив окна повесить ковёр, который будет глушить эту стоячую волну. Возможно поэтому мы ковры на стены вешаем а не на пол, чтобы убрать эти низкие резонансные частоты 🙂
И тут опять посетила меня идея, раз пирамиды, многие инструменты древности настраивались по этому F#maj, то какие размеры помещения (с нормальным по высоте потолком) соответствуют этому аккорду? Ок. Берём F#maj от большой октавы f # 92,5Гц — a # 116,6Гц – с# 138,6Гц и вычисляем размер резонирующего помещения.
Получаем 3.67м — 2.92м — 2.45м — это и есть размеры «идеальной комнаты».
Кстати, 3.67м это ровно 7 кубитов и ширина камер в Розовой пирамиде. Вот так 🙂
В общем пробуем просчитать наши комнаты и узнать а комфортно ли нам в них. И было бы замечательно, если наши талантливые проектировщики и архитекторы учитывали эти моменты в своей работе.
Всех нам благ и комфортных помещений!
источник http://personalpyramid.website