С детстве нам всем известно о русских богатырях. О них нам рассказывали, потом мы смотрели мультфильмы, а потом и сами уже смогли читать в книжках. И о том, что былинных богатырей на Руси было трое, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, мы знаем. Так же, из статьи о Илье Муромце, мы знаем, что Илья Иванович был вполне реальным человеком, с непростой и, порой, запутанной судьбой.
Хотелось бы узнать и об остальных богатырях.
В этой статье рассказ пойдет о Добрыне Никитиче.
Но сначала немного былин.
Богатырь Добрыня Никитич
Итак, кто же такой былинный богатырь Добрыня, чем он так запомнился людям, что рассказы о нем дошли до наших дней?
Существует немало былин о Добрыне Никитиче. Пожалуй, самая известная из всех – «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
В былинах повествуется о том, что богатырь Добрыня долго служил при Киевском князе Владимире. Служил верой и правдой. Прославился силой , храбростью, умом, нравом крутым, но справедливым. Был приближен к князю. Нередко выполнял поручения Владимира, вплоть до поручений личного характера, как, например, сватовство невесты для князя.
Из тех же былин, становится известно, что богатырь Добрыня был женат на Настасье Микулишне, которая, была дочерью не менее знаменитого богатыря Микулы Селяниновича. Из былин, мы узнаем, что был у Добрыни и Настасьи ребенок.
А теперь давайте перейдем к человеку, послужившему прототипом былинному Добрыне.
Настоящий Добрыня
С большой долей уверенности, можно сказать, что прототипом былинного Добрыни стал Добрыня реальный. Да – да, не удивляйтесь, реального человека тоже звали Добрыня, правда, был он вовсе не Никитич.
О происхождении Добрыни, есть данные в «Повести временных лет». Он представлен там родным братом Малуши, которая являлась доверенным лицом княгини Ольги, являлась ключницей, т.е. фактической хранительницей всего княжеского имущества. Очевидно, значимость должности обрекла Малушу на потерю личной свободы, однако последнее не умаляло в те времена ее высокого политического и социального статуса.
Малуша также являлась наложницей киевского князя Святослава, сына княгини Ольги. Малуша и родила Святославу прославленного в русской истории Владимира Красное Солнышко (он же Владимир Святой). Отца Малуши и Добрыни звали Малко Любечанин. Он, судя по всему, тоже был знатным человеком и проживал в одном из городов чернигово-северской земли — Любече.
Есть версия, что роился он в селе Низкиничи, что на Волыни. Отсюда и прозвище Добрыни – Низкинич. Впоследствии Низкинич видоизменилось в Никитич. Хотя есть и другая версия — Добрыня Малкович. У варианта Малкович своя история происхождения. Я так и не увидел, какая из них подкреплена определенными историческими свидетельствами.
Был Бодрыня дядей князя Владимира по материнской линии. Более того, был Добрыня Владимиру не только дядей, но и дядькой, то есть воспитателем, советником, ближайшим другом, а, по совместительству, еще и поверенным во многих делах и воеводой войска княжеского.
Добрыня и племянник Владимир
Богатырь Добрыня появляется на страницах летописей уже как «муж», т.е. представитель старшей дружины, киевского князя Святослава. По приказу этого древнерусского властителя Добрыня управляет Новгородом. «Повесть временных лет» и особенно I Софийская (Новгородская) летопись пишут о нем с почтением.
Но Святослав погиб на днепровских порогах весной 972 г. Встал вопрос дальнейшей власти.
Есть сведения, что князем Киевским Владимир стал с подачи Добрыни, который желал видеть своего воспитанника на княжеском престоле, а не его старшего брата Ярополка. Да и жениться на Рогнеде, дочери половецкого повелителя Рогволда, до того бывшей женой Ярополка, Владимира практически заставил Добрыня.
Зачем дядьке это было нужно? Да, по большому счету, чтобы потешить собственное самолюбие, ведь мать Владимира, Малуша, хоть и была из достаточно знатного рода Свенельдичей, все же при князе Святославе Игоревиче, отце Владимира, была ключницей.
А Рогнеда однажды уже отказывала сватам, присланным Владимиром, мотивируя тем, что она рода знатного, именитого не пойдет за рабского сына, будь он хоть трижды князь. И отказ этот Добрыню задел за живое, гораздо сильнее, чем самого Владимира. Кстати, Владимир в молодости был большим любителем женщин, даже имел собственное подобие гарема. Возможно, поэтому отказ строптивой половчанки его не сильно расстроил, тем более, что она была не совсем во вкусе будущего Киевского князя.
Но Добрыня обиду запомнил, и когда подвернулся удобный случай, уговорил Владимира, привыкшего выполнять дядькины советы, все же взять Рогнеду. Причем Добрыня имел в виду вовсе не в жены, а скорее в наложницы, тем самым сломив гордую красавицу, опозорив ее и опустив до рабского уровня. Что из этого вышло, мы знаем из истории.
Служба у Великого Князя Киевского
Став единовластным правителем Киева, Владимир назначил Добрыню новгородским посадником, фактически отдав власть над Новгородом, где до этого сам княжил, своему дяде.
Сначала Добрыня устанавливает в Новгороде языческих идолов, которым поклонялись в Киевской Руси и самом Киеве, а затем, по примеру своего племянника, крестит Новгород в христианскую веру. Причем делает это не просто принудительно, но с изрядной жестокостью.
Но как бы там ни было, Добрыня человеком был грамотным, умелым руководителем, знал, когда можно и нужно применить силу и показать власть, а когда можно и по-хорошему. В общем, Новгород при нем процветал.
Что же касается личной жизни воеводы, то он действительно был женат, правда была ли его жена на самом деле богатыршей, дочерью Микулы Селяниновича не известно, скорее всего, нет. Зато достоверно известно, что был у Добрыни сын, звали мальчика Кснятин, после принятия крещения Константин.
Впрочем, внуки и правнуки тоже были. Род Добрыни Низкинича получился достаточно именитый, и завершился на преподобном Варлааме, последнем потомке воеводы.
Но вы можете спросить, с чего вдруг такая уверенность в том, что Добрыня именно Низкинеч?
Все очень просто. Эту информацию не сложно проследить из некоторых исторических фактов.
Во первых, Добрыня был сыном Малка Любечанина Мсиши-Люта Свенельдича, прозванного Мстиславом Лютым. А к его владениям относилось несколько сел на юго-запад от Владимира-Волынского, Низкиничи, Будятичи и Клаусов. Так же это подтверждается и летописным текстом, из которого следует, что княгиня Ольга отправила сестру Добрыни Малушу на родину, в Будятичи, предварительно забрав у нее сына. Который, впоследствии, был отправлен под присмотром Добрыни в Новгород. Возможно, таким образом, Ольга надеялась оградить собственного сына от посягательства более любимого отцом Владимира, на киевский престол. Но, как показывает история, ничего из этого не вышло.
Вот такой рассказ получился о том, кем был былинный богатырь Русский Добрыня Никитич, и какую роль сыграл в истории Киевской Руси.