Сегодня слово «Неделя» обозначает семидневную часть месяца, начиная с понедельника и заканчивая воскресеньем. В прошлом это слово имело другое значение. Неделей обозначался один из дней, который сегодня называется Воскресеньем. Слово «Воскресенье» является заимствованным и пришло на Русь вместе с христианством. До того, седьмой день (а в древности считавшийся первым) назывался Неделей; следующий за Неделей идёт ПоНедельник, то есть день после Недели. Само слово «Неделя» расшифровывают, как «Ничего не делать». Однако это далеко не всё, что хотелось бы сказать насчёт одного из дней славянского календаря.
Неделя почиталась не толькокак один из дней семидневного цикла, но и как отдельное божество (Неделя,Неделька). Наравне с культом пятницы, богиней пятницы Макошью, а затем и Параскевы Пятницы, неделя была почитаема, как один из святодней и относилась к одной из Богинь языческого пантеона, о которой известно очень мало, и о которой сохранились довольно скудные упоминания в некоторых из летописей. Например, так о Неделе пишется в «Слово о твари и дни рекомом неделе» и «Слово св. Григория… како первое погани суще языци кланялися идолом»: «Слово истолковано мудростью от святых апостол и пророк, и отець о твари, и о днии рекомом неделе, яко не подобает крестьяном кланятися неделе, ни целовати её — зане тварь есть», «покланятися единому Богу сущему въ Троици, а не твари, написанѣи во образe человѣчь (покланяйтесь единому Богу, а не Неделе в образе идола) … и тридневнoe его воскресенье славят, а не недѣлю … и кланияющися воскресенью Христову, а не дни недѣли». Древние славяне представляли Неделю не только как персонифицированное божество, но имели даже идолы Недели.
Если Макошь, которая почиталась по пятницам, стала прообразом Параскевы Пятницы, то Неделя стала прообразом другой христианской святой Анастасии (св. Неделька). Имя Анастасия, в переводе с греческого — Воскресенье. Потому во время христианизации Руси, славяне-язычники, которые ни в коем случае не хотели уничтожать своих Богов полностью, заменили Неделю на Анастасию. К тому же, сербы считают Неделю и Макошь родными сёстрами. Удивительно и ещё одно совпадение Макошь-Параскевы и Недели-Анастасии, а именно праздники обеих святых, которые следуют ровно один за другим: св. Параскевы Пятницы — 28.Х/10.XI и св. Анастасии — 29.X/11.XI, что, без сомнения, имеет отголосок верований древних славян-язычников и их праздничных дней в честь Макоши и Недели.
Считается, что, как и в пятницу, в воскресенье (неделю) нельзя заниматься никакими работами, так как этот день считается святым, отводится на отдых, ритуалы, моления и так далее. Нельзя работать в поле, копать, прясть, ткать, шить и так далее. К тем, кто не следует недельным наставлениям, богиня может прийти лично, наказать, испортить всю проделанную работу. Так что, славяне (по мере сил, конечно) старались в этот день не занимать себя никакой деятельностью.
По белорусским преданиям, выходной день Неделя был дан людям после того, как они спасли богиню Неделю от преследовавших её собак. На Украине записано упоминание, что Бог подарил Неделе целый день, но велел ей следить за тем, чтобы в этот день люди не работали. Хорваты представляют себе эту богиню без рук, поэтому и работать в её праздник нельзя. Те, кто нарушает запрет — причиняют богине страдания, поэтому её представляют израненной, изверчённой, исколотой, изрубленной, изрезанной, ошпаренной, поджаренной и так далее, вроде бы как это делают с ней люди, которые не слушаются наставлений и занимаются различными видами деятельности по воскресеньям.
139