Эта страна (шумеры называли её «Ним», аккадцы — «Эламту») находилась к востоку от Шумера. Элам был расположен в гористой местности, но наряду с горами, где возможно было лишь разведение скота, имелись и плодородные долины по течению двух больших рек Элама — на западе Хоаспа (современная Керхе) и на востоке Эвлея (современный Карун). На восточном берегу Хоаспы, течение которой здесь сближается с течением Эвлеи, находилось большое поселение Сузы, главный бог которого Иншушинак почитался и в Шумере. Сузы, расположенные на скрещении важнейших путей, проходивших через Элам, сыграли огромную роль в истории страны. В юго-восточной части Элама жили, повидимому, темнокожие племена. Высказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам Индии.
Название Элам — семитическое (евр. Elam, ассир.-вав. жен. р. Ilamtu =»возвышенная страна»), данное семитами низменной Вавилонии (греч.ElumaiV; туземные названия — Увая и Хапирти. Различаются отдельныеобласти: Сузиана (Шушан), с г. Сузой, Анцан или Аншан = приблизительно Мидия, Ямутбал и Дуплиаш (на вавилонской границе); города — Кидалу (у Персидского зал.), Мадакту, Бубилу и др. Население было частью семитическое, но главным образом принадлежало к особой расе, может быть родственной негроидной.
В 3-м тыс. происходили частые столкновения эламитов с государствами Двуречья. Во 2-й половине 3-го тыс. Элам неоднократно попадал под власть Аккада. Самостоятельность он приобрёл при последнем царе из династии Авана Пузур-Иншушинаке, который был первым царём объединённого царства Э. (23-22 вв.). После кратковременного господства гутиев (кутиев) в конце 3-го тыс. верховная власть над Элам оказалась у царей рода Симашки, которые сначала находились в зависимости от правителей III династии Ура (около 21 в.). Однако Элам не только вскоре освободился от этой зависимости, но эламиты даже ненадолго обосновались в южном Двуречье — в царстве Ларса. Последний царь из династии Симашки был свергнут Эпарти (середина 19 в.), основавшим новую династию из Аншана. В период правления царей из династии Аншана (1-я половина 2-го тыс.) и раньше в Э. существовала система правления, допускавшая двоевластие, порой троевластие. Временами правители Элам создавали сильное централизованное государство, соперничавшее с государствами Двуречья. Во 2-й половине 14 в. Э. был завоёван касситами. При царе Унташ-Напирише (1275-1240) Элам освободился от касситской зависимости, и при Китен-Хутране (около 1237-1205) эламиты стали вторгаться в касситскую Вавилонию. Политический подъём начался с правления Шутрук-Наххунте 1 (около 1185-1155), положившего конец касситской династии в Вавилонии (около 1155). Территория Элам была значительно расширена царём Шилхак-Иншушинаком (1150-1120). В конце 12 в. Элам вынужден был уступить Вавилонии господствующее положение над южным Двуречьем. История Э. последующих веков неизвестна. В 8-7 вв. цари Элам находились в союзе с Вавилонией и вели совместную борьбу против Ассирии. Ашшурбанипал в 639 подчинил страну, однако господство Ассирии продолжалось недолго (в конце 7 в. Ассирия перестала существовать). Элам, раздираемый внутренними политическими противоречиями, в начале 6 в. до н. э. был завоёван Мидией, затем — персами.
История художественной культуры Элам тесно связана с искусством стран Двуречья. Среди памятников 4-го — середины 3-го тыс. до н. э. (найденных главным образом в Сузах) — вылепленные от руки керамические сосуды, украшенные чёрной геометризованной росписью, отличающейся строгим изяществом композиций, плоские печати. К памятникам 2-го тыс. до н. э. относятся остатки комплекса культовых и светских построек в Дур-Унташе, наскальные рельефы на скале Куранган к С.-3. от Шираза, выразительные стелы с рельефами, керамика, цилиндрические печати, глиняная и бронзовая мелкая пластика.
Крупным достижением культуры Элама явилось создание своего письма, знаки которого восходили к пиктографическим образцам. В дальнейшем своем развитии эти знаки превратились в комбинации линий, и письмо тем самым приняло своеобразный линейный характер. При Пузуриншушинаке оно начало заменяться клинописью, а эламский язык — семитическим языком Аккада, который и вытеснил в письменных памятниках местный язык Элама. Лишь со второй половины II тысячелетия до н. э. стали писать клинописью обычно на эламском языке.
Многие гипотезы построены на том, что былины и сказания принимаются как действительно свершившиеся события. А древние скульптуры как изображения реальных людей. Мне подумалось, что у нас в городе поставлены памятник тройке Гайдая: Бывалый, Трус и Балбес, один держит за веревочку игрушечную машинку.Памятник выполнен в 2/3 роста. Еще у нас есть шуточный памятник водопроводчику и надкушенному яблоку. Что скажут наши потомки, откопав эти раритеты: » Люди были маленького роста, выглядели дегенеративно, за собой возили предмет для денег или продуктов.» Обожествляли еду.