Могил Ноя известно не менее 4. Это конечно не значит, что Ной умер 4 раза, просто кто-то ошибся. Но вот кто? Известны следующие места, где местные активно рекламируют наличие усыпальницы именно того самого Ноя:
- у западных христиан в Джизре на границе Турции и Сирии,
- у суннитов в Мекке близ источника Замзам,
- у шиитов в древней мечети иракского Наджефа рядом с могилами Адама и Али,
- у азербайджанцев — в городе Нахичевань.
А еще, в городе Карак, помимо известного замка Эль-Карак, построенном крестоносцами еще в XII веке, есть одна интересная достопримечательность – гробница Ноя. Она расположилась на высокой скале на старом мусульманском кладбище. Посетить это место может каждый желающий.
Тут выделяется небольшая усыпальница, построенной над местом погребения. К сожалению, усыпальница почти всегда закрыта и попасть внутрь нельзя. Зато туристы могут посмотреть через небольшое окно на его могилу, над которой установлена мраморная гробница.
Погребение в Караке
Нахичевань
А вот в Нахичевани всё фундаментально. Начнем с того, что Ноя называют основателем города (хотя и не официально). Рядом с центром Нахичевани раскинулось обширное кладбище, за которым виднеются минареты и стены. Это Кёхня-Гала, то есть Старая крепость, или Ездиабад, из предместий которой разросся нынешний город. Поселение на этом месте существовало не менее 4-5 тысяч лет, и в начале нашей эры само служило предместьем армянского Астапата, центра гавара Нахиджеван на месте нынешнего города-спутника Бабека.
В пределах Большой крепости ныне строится огромная мечеть, а между ней и Малой крепостью находится самый, пожалуй, неожиданный памятник Нахичевани — могила Ноя.
Ведь на опустошённой Потопом земле, где утонувшие растения, животные, люди ещё не превратились в почву, пассажирам Ковчега было некуда идти. И потому логично предположить, что они поселились примерно там, где причалили. Тут, впрочем, надо оговориться, что библейский Арарат — это на самом деле «горы Урарту», то есть всё огромное Армянское нагорье, и именно с его высшей точкой, тюркским Агрыдагом и армянским Масисом, Арарат стал отождествляться лишь в Новое время.
Как выглядит могила Ноя в Нахичевани
Ветхозаветная гробница раньше была по-ветхозаветному сурова и проста: маленький полуподземный склеп с каменным надгробием. Хотя Ветхий Завет чтут все авраамические религии, молились здесь в основном армяне.
К.А.Никитин, который проживал в 80-е гг. ХIХ в. в городе Нахичевань, в статье «Город Нахичевань и Нахичеванский уезд» так описывает находящуюся здесь могилу и мавзолей пророка Ноя:
«Могила Ноя находится в южной части города Нахичевани, вблизи развалин древней крепости. Настоящий вид могилы был восстановлен в VIII столетии. В настоящем виде могила напоминает невысокую и не очень большую гробницу. Вначале здесь был храм, но впоследствии он был разрушен. Настоящая гробница состоит из остатков нижнего этажа бывшего храма. Требующий спуска вниз по ступенькам с округлым интерьером храм, в типе склепа, укрепленный каменным столпом посередине. По преданию, под этим столпом находятся мощи Ноя. В склепе нет образов и изображений украшений. Стены склепа побелены и заполнены именами на разных языках побывавших тут паломников и путешественников».
По армянскому преданию, над гробницей когда-то стояла церковь Сурб-Ной, разрушенная тюрками или арабами, но в общем сооружение с кадра выше выглядит основанием типичного для Нахичевани башенного мавзолея. Таковой и стоит здесь ныне, но при всей убедительности исторического облика, это новодел 2006 года.
Название горы Гямигая (Корабль-скала), существование вблизи эйлага Наби йурду (Приют Наби) и древнего поселения Нухдабан (Пята Ноя) дают основание предполагать о соответствии предания реальной жизни в районе Нахичевани. В преданиях о пророке Ное нашли отражения сведения, касающиеся нахождения в городе Нахчыване не только его могилы, но и могилы его сестры. О нахождении в городе Нахчыване гробницы Ноя дали сведения И.Шопен, Дюбуа де Монпере, К.А.Никитин, В.В.Сысоев и другие исследователи.