Кривичи – самая обширная этническая общность в пределах лесной зоны Восточной Европы. Ареал расселения кривичей занимал огромную территорию от Верхнего Понеманья на западе, до Костромского Поволжья на востоке, от Псковского озера на севере, до верховьев Сожа и Десны на юге. По различным письменным источникам, кривичам принадлежали территории, на которых позже возникли Псковская, Смоленская и Полоцкая земли. Кривичи это и протогосударственное образование, и этнос.
О происхождении кривичей написано много как в литературе, так и в интернете. Намеренно не представляю эти материалы здесь, потому что такую кашу можно расхлебать только специалистам. Точнее и специалисты похоже не пришли к единому мнению. Слишком много там специальных терминов, понятно только для народ был славянской общности.
Теперь о самом названии племенного союза — кривичи. Заметьте — союза! в века, которые мы привыкли называть древними, вообще видимо всё было подчинено Роду, о чем рассказывают и родноверы. Роды — это кровные родственные связи, они входили в племена, а вот племена образовывали союзы. Ну так вот, снова о кривичах — название возникло от личного имени «Крив». Последнее может быть понято как противопоставление эпитету бога Перуна («Правый»). Таким образом, «Крив» вполне может относиться к богу Велесу, антагонисту Перуна в славянском «основном мифе». Уже говорилось о возможном «велесическом» характере праславянской религии, особенно на северной периферии.
Кривичи в мифологии
В мифологических и родословных преданиях белорусов, потомков кривичей — полочан, имя героя-первопредка — Бай (Бой).
- В полоцком мифе о сотворении мира Бай предстает как первый человек. Один из его сыновей, Белополь, — предок белорусов. Гигантские псы отца — Ставра и Гавра — помогают Белополю определить границы своих владений, прорыв реки Двину и Днепр.
- Согласно другому преданию, Бай — древний князь, живший в Краснополье близ Дриссы (на Витебщине). Вместе со своими псами Ставрой и Гаврой он охотился по местным «густым лесам». От нескольких жен Бай имел сыновей — предков отдельных белорусских фамилий. Старший из них — Бойко (Белополь, в отличие от более позднего текста, не упоминается среди них вовce).
- Третье предание также помещает Бая (здесь — Бой) в Краснополье над рекой Дриссой. Бой — князь-богатырь, охотящийся в лесах по Дриссе со Ставрой и Гаврой. Псы одолевали любого зверя и защищали князя от разбойников. Бой установил поклонение им наравне с «важнейшими особами», а после смерти ввел дни их поминовения («Ставрусские деды»; обряд известен и на Минщине). Смысл этого древнего праздника поминовения мертвых позволяет увидеть в Бае божество загробного мира в сопровождении демонических псов (подобно индийскому Яме). Первоисточник имени «Бай» — балтский, как и имен псов. Литовское bajus «страшный» может быть осмыслено как эпитет балтского бога подземного мира Велса, антагониста громовержца Перконса.
На основании радиоуглеродного метода одно из наиболее периферийных, удаленных на север поселений кривичей (Варшавский шлюз III в Белозерье) датируется первой половиной V в. Можно заключить, что кривичи расселялись в весьма раннее время, независимо от распространения других славянских культур. Вместе с тем характерные черты культуры кривичей однозначно указывают на далеко не полную их изоляцию от сородичей. Видимо, предки кривичей ушли на север очень рано, возможно, под натиском гуннов в конце IV — начале V в. Особые черты их материальной культуры сложились, как увидим, на месте. Не исключено, что в заселении севера участвовали группы славян разного происхождения, приходившие разными путями.
Движение племен и народов
Согласно «Повести временных лет», первой из относимых к кривичам групп на местах своего обитания появились полочане, жители Подвинья: «иные [славяне] сели на Двине и нареклись полочане, — речки ради, что течет в Двину, именем Полота». От них, как говорится позже, пошли и смоленские (верхнеднепровские) кривичи. Но при этом киевский летописец вовсе не говорит о псковско-изборских кривичах. Между тем огромное значение округи Пскова и Изборска для кривичской истории подтверждается и письменными источниками, и археологическим материалом.
История кривичей, как и других славянских народов, не была спокойной и мирной. Кто-то или что-то толкает людей в разные времена и эпохи воевать друг с другом или просто устраивать пакости. С середины VІІI века кривичи жили под угрозой, пришедшей со стороны Хазарского каганата. Как известно, после поражения, понесенного от арабов в 737 году, хазары перенесли центр своего государства с Кавказа в бассейн Дона и компенсировали потерю влияния на юге за счет подчинения племен лесной зоны Восточной Европы. Попали под иго хазар и южные соседи кривичей – радимичи.
С веками с кривичами смешались другие племена — переселенцы с Балкан например, которые бежали от Византии. Во второй четвертей IХ века в бассейнах Днепра и Двины пришли норманны, искавшие новые водные пути Восточной Европы с целью торговли со странами Востока и Византией. Верховья Днепра, Двины и Волги перестали быть тихим местом и превратились в пересечение водных путей, где через волоки перетаскивали свои корабли торговцы и разбойники.
Куда делись кривичи
Храбрые умелые воины и способные организаторы, норманнские вожди присоединились к процессам державотворения, происходившим в сообществах кривичей, новгородских словен и чуди. Норманны ускорили этот процесс и получили его главный приз. Иногда как наемники, но чаще как самостоятельная сила, они включились в борьбу между местными группировками за власть и завершили ее захватом власти в свои руки. Стремление норманнов овладеть торговыми путями на юг делало их естественными врагами хазар, что стало еще одним фактором, склонявшим кривичей к принятию власти норманнских вождей.
Согласно «Повести временных лет» князь Рюрик, обосновавщийся в Ладоге и Новгороде, после 862 года прислал какого-то своего соратника управлять Полоцком от его имени. В 882 году преемник Рюрика Олег занял Смоленск и присоединил к государственному образованию, которое в дальнейшем получило название «Русь». На этом самостоятельная история кривичского союза завершилась. Вместе с тем стремление не допустить присутствия кочевников на своей территории осталось главным фактором политической истории потомков кривичей в составе тех государств, где они оказались.
Источники:
- http://www.ruistor.ru/shistory_krivichi.html
- http://inbelhist.org/konspekt-istorii-krivichej/
Мои предки жили по обеим берегам пути из варяг в греки западнее Смоленска. На пути с Днепра через Катынь, Ладыжицы, Купринское озеро, Ермаки, шёл волок в Касплянское озеро (на нём отец Петра 1 строил флот для похода на Ригу) и далее в Двину. Вдоль этого пути по обе стороны устроены и сохранились сельские кладбища, а в низине насыпные курганы. Благодаря прикрытию озёрами с севера и юга наши места обтекались и поляками, и французами, и немцами, не разрушая уклада. Ещё встречаются в народе латгальские и литовские типы, а также французские фамилии от осевших пленных с корнями от департаментов их родины. Сейчас временщики не обогощают историю моего края
На сколько я знаю,кривичи не совсем славяне.Есть гипотеза,что это балтское племя,потом со временем они перешли на балто-славянский язык,а потом на славянский.По латышски Россия-Криевия(Кривия),от кривичей,соседей.Вера у кривичей была та-же,что и у балтов(латышей,литовцев,пруссов,ятвягов,голяди)Священное место у балтов,как Рим у католиков,была Ромова,на территории теперешней Калининградской области(Пруссии)Главным жрецом у них был-Криве-Кривайтис.А кривичи ездили к нему на поклонение.Вера была одна.Скорее всего-кривичи,это те кто были под верой Криве-кривайтиса,а потом ославянелись.У славян тоже было язычество,похожее на балтское-Перун-Perons,Perkunas,Perkuns.Но оно отличалось от балтского,а у кривичей было балтское язычество.
А у меня, так получилось, из кривичей смоленской области бабушка и все её предки. Что любопытно, по линии другой бабушки, да и она сама — все из ляхов из Радома и Варшавы, по линии деда — вятичи Москвы и севера Московской области, и по линии ещё одного деда единственные, кто выпадают с этой широты — черногорцы.
Давно это было и история весьма запутана, так как найдено не много исторических подтверждений.Но есть раскопки на территории Бреста и Минска, где археологи нашли древние поселения и кропотливо пытаются сохранить артефакты.
Скажу честно,что статья очень интересно написана.Автор попытался кратко изложить историю возникновения такого племенного союза как кривичи, хотя ученые-историки не пришли к единому мнению о происхождении кривичей.
Ой! Как интересно! Я с большим удовольствием читала информацию о кривичах. Да потому что, Мою любимую Беларусь раньше населяли эти самые крывичи, дроговичи и родимичи. Это мои генетические предки. Во как!!! Читаю все статьи с пониманием дела. Отлично и просто пишут тут. Доходчиво!