Кривичи

Кривичи – самая обширная этническая общность в пределах лесной зоны Восточной Европы. Ареал расселения кривичей занимал огромную территорию от Верхнего Понеманья на западе, до Костромского Поволжья на востоке, от Псковского озера на севере, до верховьев Сожа и Десны на юге. По различным письменным источникам, кривичам принадлежали территории, на которых позже возникли Псковская, Смоленская и Полоцкая земли. Кривичи  это и протогосударственное образование, и этнос.

О происхождении кривичей написано много как в литературе, так и в интернете. Намеренно не представляю эти материалы здесь, потому что такую кашу можно расхлебать только специалистам. Точнее и специалисты похоже не пришли к единому мнению. Слишком много там специальных терминов, понятно только для народ был славянской общности.

Теперь о самом названии племенного союза — кривичи. Заметьте — союза! в века, которые мы привыкли называть древними, вообще видимо всё было подчинено Роду, о чем рассказывают и родноверы. Роды — это кровные родственные связи, они входили в племена, а вот племена образовывали союзы. Ну так вот, снова о кривичах — название возникло от личного имени «Крив». Последнее может быть понято как противопоставление эпитету бога Перуна («Правый»). Таким образом, «Крив» вполне может относиться к богу Велесу, антагонисту Перуна в славянском «основном мифе». Уже говорилось о возможном «велесическом» характере праславянской религии, особенно на северной периферии.

Кривичи в мифологии

В мифологических и родословных преданиях белорусов, потомков кривичей — полочан, имя героя-первопредка — Бай (Бой).

  • В полоцком мифе о сотворении мира Бай предстает как первый человек. Один из его сыновей, Белополь, — предок белорусов. Гигантские псы отца — Ставра и Гавра — помогают Белополю определить границы своих владений, прорыв реки Двину и Днепр.
  • Согласно другому преданию, Бай — древний князь, живший в Краснополье близ Дриссы (на Витебщине). Вместе со своими псами Ставрой и Гаврой он охотился по местным «густым лесам». От нескольких жен Бай имел сыновей — предков отдельных белорусских фамилий. Старший из них — Бойко (Белополь, в отличие от более позднего текста, не упоминается среди них вовce).
  • Третье предание также помещает Бая (здесь — Бой) в Краснополье над рекой Дриссой. Бой — князь-богатырь, охотящийся в лесах по Дриссе со Ставрой и Гаврой. Псы одолевали любого зверя и защищали князя от разбойников. Бой установил поклонение им наравне с «важнейшими особами», а после смерти ввел дни их поминовения («Ставрусские деды»; обряд известен и на Минщине). Смысл этого древнего праздника поминовения мертвых позволяет увидеть в Бае божество загробного мира в сопровождении демонических псов (подобно индийскому Яме). Первоисточник имени «Бай» — балтский, как и имен псов. Литовское bajus «страшный» может быть осмыслено как эпитет балтского бога подземного мира Велса, антагониста громовержца Перконса.
Похожая публикация:  Чачапойя - загадочные белокурые индейцы

На основании радиоуглеродного метода одно из наиболее периферийных, удаленных на север поселений кривичей (Варшавский шлюз III в Белозерье) датируется первой половиной V в. Можно заключить, что кривичи расселялись в весьма раннее время, независимо от распространения других славянских культур. Вместе с тем характерные черты культуры кривичей однозначно указывают на далеко не полную их изоляцию от сородичей. Видимо, предки кривичей ушли на север очень рано, возможно, под натиском гуннов в конце IV — начале V в. Особые черты их материальной культуры сложились, как увидим, на месте. Не исключено, что в заселении севера участвовали группы славян разного происхождения, приходившие разными путями.

Движение племен и народов

Согласно «Повести временных лет», первой из относимых к кривичам групп на местах своего обитания появились полочане, жители Подвинья: «иные [славяне] сели на Двине и нареклись полочане, — речки ради, что течет в Двину, именем Полота». От них, как говорится позже, пошли и смоленские (верхнеднепровские) кривичи. Но при этом киевский летописец вовсе не говорит о псковско-изборских кривичах. Между тем огромное значение округи Пскова и Изборска для кривичской истории подтверждается и письменными источниками, и археологическим материалом.

кривичи народ

История кривичей, как и других славянских народов, не была спокойной и мирной. Кто-то или что-то толкает людей в разные времена и эпохи воевать друг с другом или просто устраивать пакости.  С середины VІІI века  кривичи  жили под угрозой, пришедшей со стороны Хазарского каганата. Как известно, после поражения, понесенного от арабов в 737 году, хазары перенесли центр своего государства с Кавказа в бассейн Дона и компенсировали потерю влияния на юге за счет подчинения племен лесной зоны Восточной Европы. Попали под иго хазар и южные соседи кривичей – радимичи.

Похожая публикация:  Археологический музей Танаис

С веками с кривичами смешались другие племена — переселенцы с Балкан например, которые бежали от Византии.  Во второй четвертей IХ века в бассейнах Днепра и Двины пришли норманны, искавшие новые водные пути Восточной Европы с целью торговли со странами Востока и Византией. Верховья Днепра, Двины и Волги перестали быть тихим местом и превратились в пересечение водных путей, где через волоки перетаскивали свои корабли торговцы и разбойники.

Куда делись кривичи

Храбрые умелые воины и способные организаторы, норманнские вожди присоединились к процессам державотворения, происходившим в сообществах кривичей, новгородских словен и чуди. Норманны ускорили этот процесс и получили его главный приз. Иногда как наемники, но чаще как самостоятельная сила, они включились в борьбу между местными группировками за власть и завершили ее захватом власти в свои руки. Стремление норманнов овладеть торговыми путями на юг делало их естественными врагами хазар, что стало еще одним фактором, склонявшим кривичей к принятию власти норманнских вождей.

Согласно «Повести временных лет» князь Рюрик, обосновавщийся в Ладоге и Новгороде, после 862 года прислал какого-то своего соратника управлять Полоцком от его имени. В 882 году преемник Рюрика Олег занял Смоленск и присоединил к государственному образованию, которое в дальнейшем получило название «Русь». На этом самостоятельная история кривичского союза завершилась. Вместе с тем стремление не допустить присутствия кочевников на своей территории осталось главным фактором политической истории потомков кривичей  в составе тех государств, где они оказались.

Источники:

  • http://www.ruistor.ru/shistory_krivichi.html
  • http://inbelhist.org/konspekt-istorii-krivichej/

6 мнений о статье “Кривичи

  1. Мои предки жили по обеим берегам пути из варяг в греки западнее Смоленска. На пути с Днепра через Катынь, Ладыжицы, Купринское озеро, Ермаки, шёл волок в Касплянское озеро (на нём отец Петра 1 строил флот для похода на Ригу) и далее в Двину. Вдоль этого пути по обе стороны устроены и сохранились сельские кладбища, а в низине насыпные курганы. Благодаря прикрытию озёрами с севера и юга наши места обтекались и поляками, и французами, и немцами, не разрушая уклада. Ещё встречаются в народе латгальские и литовские типы, а также французские фамилии от осевших пленных с корнями от департаментов их родины. Сейчас временщики не обогощают историю моего края

  2. На сколько я знаю,кривичи не совсем славяне.Есть гипотеза,что это балтское племя,потом со временем они перешли на балто-славянский язык,а потом на славянский.По латышски Россия-Криевия(Кривия),от кривичей,соседей.Вера у кривичей была та-же,что и у балтов(латышей,литовцев,пруссов,ятвягов,голяди)Священное место у балтов,как Рим у католиков,была Ромова,на территории теперешней Калининградской области(Пруссии)Главным жрецом у них был-Криве-Кривайтис.А кривичи ездили к нему на поклонение.Вера была одна.Скорее всего-кривичи,это те кто были под верой Криве-кривайтиса,а потом ославянелись.У славян тоже было язычество,похожее на балтское-Перун-Perons,Perkunas,Perkuns.Но оно отличалось от балтского,а у кривичей было балтское язычество.

  3. А у меня, так получилось, из кривичей смоленской области бабушка и все её предки. Что любопытно, по линии другой бабушки, да и она сама — все из ляхов из Радома и Варшавы, по линии деда — вятичи Москвы и севера Московской области, и по линии ещё одного деда единственные, кто выпадают с этой широты — черногорцы.

  4. Давно это было и история весьма запутана, так как найдено не много исторических подтверждений.Но есть раскопки на территории Бреста и Минска, где археологи нашли древние поселения и кропотливо пытаются сохранить артефакты.

  5. Скажу честно,что статья очень интересно написана.Автор попытался кратко изложить историю возникновения такого племенного союза как кривичи, хотя ученые-историки не пришли к единому мнению о происхождении кривичей.

  6. Ой! Как интересно! Я с большим удовольствием читала информацию о кривичах. Да потому что, Мою любимую Беларусь раньше населяли эти самые крывичи, дроговичи и родимичи. Это мои генетические предки. Во как!!! Читаю все статьи с пониманием дела. Отлично и просто пишут тут. Доходчиво!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.