Немного о русской тройке

Если о становлении какой-то  традиции целого народа достоверно ничего не известно, то наступает время для рождения легенды. Необязательно она будет содержать какие-то фантастические нюансы, — очень часто это вполне обычная история, можно даже сказать — обыденная. Но так же часто эта история снабжается каким-нибудь значимым именем — для пущей убедительности.

Вот вам “живой” пример. Весна, распутица, непролазная грязь на далеких от слова “асфальт” российских дорогах времен императорской династии. А движение по дорогам никто не отменял. Из-за густой хлюпающей жижи под ногами передвигаться тяжело и людям, и животным. А если это животное запряжено в телегу, как случилось с лошадью безымянного крестьянина, то шанс увязнуть увеличивается многократно.

Все попытки вытянуть телегу самостоятельно не увенчались успехом, но мужчине повезло: следом ехали другие селяне, двое из которых выпрягли своих саврасок и отправили их на помощь увязшему. Тот привязал одну лошадь слева от своей, а вторую — справа, и телега успешно преодолела трудный участок.

Согласно легенде, свидетелем этой ситуации был не кто иной, как граф Алексей Орлов. Его настолько заинтересовал крестьянский способ, что он вдохновился и “придумал» новую упряжку. Коренник — центральная лошадь — должен был передвигаться исключительно рысью или шагом, так как на него ложилась основная тяжесть груза. Пристяжные — лошади слева и справа — могли передвигаться любым аллюром, то есть походкой. Считается, что так появилась знаменитая русская тройка.

Тройка на службе почтовой

До появления железных дорог важные грузы отправлялись почтовыми каретами. Чиновники и путешественники передвигались на них же, и изначально в эти кареты запрягалась максимум пара лошадей. С появлением орловского рысака пара сменилась тройкой. Это было весьма целесообразным решением, потому что в таком виде упряжки лошади уставали гораздо меньше, так как нагрузка распределялась на троих, к тому же развиваемая хорошей тройкой скорость (до 50 км/ч) ничуть не влияла на маневренность.Немного о русской тройке 1

Последний фактор был весьма значимым в городах, где зачастую на довольно узкой улочке приходилось разъезжаться нескольким экипажам одновременно.

Борьба с привычкой свистеть

Из записок Адама Олеария, известного немецкого ученого и дипломата, можно узнать некоторые нюансы повседневной жизни в России 1630-х годов. В числе прочего Олеарий рассказывал, что ямщик, приближаясь к почтовой станции, закладывал два пальца в рот и оглушительно свистел. Сегодня свист расценивается не иначе, как хулиганство и проявление плохих манер, а в то время звонкий сигнал обозначал приближение почтовой кареты — значит, на станции пора было готовить свежих лошадей, чтобы ямщик не терял времени.

Условный знак, от которого, по мнению аристократии, так и несло “мужичьем”, было решено поменять на самом высоком государственном уровне: Петр I издал указ, согласно которому ямщик обязан был не свистеть, а подавать сигнал с помощью специального рожка. Его изображение даже нанесли на двери почтовых экипажей, а к ямщикам применяли вполне серьезные наказания в виде штрафов — известное дело, что порой наказание рублем гораздо действеннее физической расправы, которая, кстати, тоже приветствовалась. Только вот не действовало это: как свистели, так и продолжали свистеть.

Единственное средство, которое способствовало отказу ямщиков от свиста — колокольчик. Он появился одновременно с орловским рысаком и тройкой, и предназначался исключительно для почтовых карет — больше никто не имел права его вешать. Звон от такого колокольчика разносился на пару верст, и должен был предупреждать передвигающихся по дороге путников о том, что неплохо было бы ее уступить, а тем, кто ненароком заплутал на российских просторах — указывал верный путь к тракту, а с ним — и к жилью.

Тройка в творчестве

В 1826 году началась история песни “Зимняя дорога”. В ее основу легло стихотворение Пушкина, впечатленного упряжкой: “По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит”. В том же “Московском вестнике”, где состоялся дебют стихотворения в 1826, в 1831 году оно было опубликовано еще раз, но уже вместе с нотами и изображением тройки. Вскоре песня стала одной из самых любимых в народе.

К творчеству, связанному с русской тройкой, относятся и произведения крепостного крестьянина, Ивана Макарова. Помещик Всеволожский, во владениях которого проживал крепостной, не стал мудрить и пытаться оценивать творчество Макарова, а сразу отправил его в солдаты — дурь из головы выбить.

В армии мужчину определили в ямщики, и прикомандировали к конвойной роте, которая сопровождала сосланных в Сибирь. В 1852 году, когда ему исполнился всего 31 год, Макаров замерз насмерть в пути. Откуда же стало известно, что он писал стихи? Когда его нашли, то среди прочих вещей в сумке ямщика обнаружили талантливые стихи, которые попали к Александру Гурилеву, композитору. Он не смог пройти мимо и убрать бумаги в долгий ящик: вместо этого на свет появилась замечательная песня, “Однозвучно звенит колокольчик”. Прошло полтора века с хвостиком, а произведение до сих пор входит в репертуар многих исполнителей и хоров.

Упряжка, как знак благосостояния

Наличие настоящего орловского рысака в деревне можно было объяснить только приездом помещика, а потому ни о каких колокольчиках там и речи не было. К тому же в тройки там начали собирать лошадей с незапамятных времен, только вот провидению было угодно приплести к этому графа Орлова. Вместо колокольчиков крепились бубенчики из бронзы, которые тщательно подбирались по размеру и звучанию, чтобы во время езды создавался мелодичный, созвучный перезвон.

Из-за отсутствия чистокровных рысаков никто особо не расстраивался — в деревне ценилась не столько порода, сколько способность лошади разделять с крестьянином тяжелый труд, но вот дуги на тройки все-таки крепились. Дугу делали плоской, и обязательно широкой, чтоб было место для красивой росписи. Чаще всего это был какой-нибудь хитрый национальный рисунок, выполненный красной, белой и черной краской, к которому щедро добавлялись яркие ленты и цветы.

Со временем лошадей перестали использовать в таких масштабах. На полях их заменила техника, вместо почтовых карет появились поезда. Но, несмотря на повсеместные “инновации”, тройка все же осталась. Не везде, конечно, да и замена лошадей железом шла постепенно. Тройку использовали на ярмарках и праздниках, ни одни зимние гулянья не обходились без заветной упряжки.

Лошадей в нее тщательно выбирали по росту и масти, и запрягали “на отлет”: коренной бежал рысью, а пристяжные — мелким галопом, причем левый начинал ход с правой ноги, а правый — с левой. Зажиточные купцы не скупились: дуги на их упряжках покрывались сусальным золотом, и буквально сияли на солнце. А еще можно было купить разрешение, и повесить коренному колокольчик (пристяжных снабжали бубенцами). Тогда такую тройку было и слышно, и видно за несколько верст. Но ведь негоже такую красоту держать только для праздника! Летом для забав особо нет времени, а вот зимой, когда лед был достаточно крепок, на реках устраивали настоящие соревнования — выясняли, чья тройка резвее. Посмотреть на такие забеги собирались целые деревни.Немного о русской тройке 2

Официально же первое соревнование троек прошло в 1840 году на Московском ипподроме. В 1911 русская тройка покорила Европу: люди были поражены маневренностью и скоростью упряжки, бегущей разным аллюром, и аплодировали стоя невероятным поворотам и восьмеркам, которые выписывали грамотно подобранные лошади.

http://slavyanskaya-kultura.ru/zhizn/nemnogo-o-russkoi-troike.html

One thought on “Немного о русской тройке

  1. Патриотично, но не верно исторически.
    Впервые «русскую тройку» русские увидели у Стефана Батория (трансильванского князя, сикула по «национальности»))), Великого князя ВКЛ и короля Польши. Произошло это, скорее всего, во время войны за Полоцк, захваченный и практически уничтоженный Иваном Грозным. Лишившись этого города Иван Васильевич лишился права быть Великим РУССКИМ князем, оставшись лишь Великим князем Московским.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.