«Повесть временных лет» относится к наиболее ранним древнерусским летописным сводам, дошедшим до нас. Была написана в Киеве в XII веке, по официальной версии монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. Свод содержит большое количество сказаний, легенд, преданий о различных событиях и исторических лицах. Главными героями произведения являются князья династии Рюриковичей.
Полный текст Повести можно увидеть по этой ссылке на нашем сайте. Но о времена! Читать полный текст уже никому не интересно и не понятно, потому как словосочетания и обороты не привычные современному человеку. Поэтому предлагается краткое содержание Повести временных лет. Надеюсь оно будет полезно и не слишком искажено от оригинала.
Жизнь после Потопа
После потопа трое сыновей Ноя – Сим, Хам и Иафет – разделили землю, и договорились не нарушать границы владений друг друга. Симу «достался восток»
, Хаму отошли земли на юге, а «Иафету же достались северные страны и западные»
.
Когда численность людей заметно увеличилась, было принято создать столп до неба
. Увидев это, бог разрушил высокую башню, разделил народы и рассеял по всей земле
.
Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.
Апостол Андрей, брат Петра, распространял учение о Христе на берегах Черного моря. Однажды он отправился вверх по течению Днепра, чтобы добраться в Рим. Во время стоянки он увидел живописное место с высокими холмами. Андрей взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу
, сказав, что здесь появится великий город. На этом месте позднее, действительно, появится Киев.
Апостол Андрей возвращается в Рим и рассказывает римлянам, что в земле словен, где потом построят Новгород, ежедневно происходит нечто странное: стоят строения деревянные, а не каменные, но словены накаляют их огнем, не боясь пожара, стаскивают с себя одежду и предстают совсем голыми, не заботясь о приличиях, обливаются квасом, притом квасом из белены (одурманивающим), начинают полосовать себя гибкими ветками и до того себя добивают, что вылезают еле живы, а вдобавок окатывают себя ледяной водой — и вдруг оживают. Слыша это, римляне изумляются, зачем словены сами себя мучат. И Андрей, знающий, что так словены «хвощутся», разъясняет загадку недогадливым римлянам: «Это же омовенье, а не мученье».
О Кие
На территории полян жили три брата. У каждого брата был собственный приднепровский холм. Звали их Кий, Щек и Хорив. Они создали город, который получил название Киев в честь одного из братьев, и стали жить в нем. Рядом с городом располагался лес. В нем поляне охотились. Кий отправился в Царьград.
Там царь Византии оказал ему великую честь. Далее Кий направился к Дунаю. Там ему понравилось место, на котором он построил небольшой город и назвал Киевец. Однако жить здесь ему не позволило местное население. Он вернулся в Киев. Там он с достоинством завершил собственную жизнь. Его братья также скончались в этом месте.
О хазарах
Когда братья скончались, на полян напал отряд хазар и потребовал плату дани. Те посоветовались и дали от каждого дома меч. Хазары передали это собственному князю и старейшинам и похвалились, что добыли необычную дань. Старейшины поинтересовались, где они ее взяли. Воины наверняка не знали названия народа, у которого получили дань. Поэтому ответили, что взяли это в лесу, над Днепром. Старейшины спросили как это называется. Воины не знали названия полученных вещей и без слов продемонстрировали мечи. Мудрые старейшины поняли значение необычной дани и предсказали князю, что народ, давший дань, сам будет получать дань с хазар.
Это оказалось правдивым предсказанием. В будущем русские возьмут верх над хазарами.
О названии «Русская земля». 852−862 гг.
В это время впервые появилось понятие Русская земля. Тогдашняя летопись Византии сообщила о нападении Руси на Царьград. Однако земля все еще являлась разделенной. Варяги получали дань с племен на севере, включая новгородских словен. Хазары же получали дань с племен на юге, включая полян.
Племена на севере изгнали варягов за пределы Балтийского моря, не стали больше собирать для них дань и делали попытки самоуправления. Однако у них отсутствовало законодательство. По этой причине у них часто случались междоусобицы и войны, приводящие к самоуничтожению. В конце концов они пришли к единому решению, договорившись выбрать для себя общего князя, который был не из их племен.
Этот князь стал бы управлять ими и судить в соответствии с законом. Племена отправили собственных представителей к племени варягов, носящих название Русь. Они предлагали варягам стать их князьями. За дело принялись три брата:
- Рюрик стал князем в Новгороде.
- Синеус оказался князем в Белозерске.
- Трувор стал управлять в Изборске.
Спустя два года после кончины братьев вся власть оказалась в руках Рюрика. Он раздал города для управления представителям руси. Отсюда и появилось название нового государства – Русская земля.
Два боярина Рюрика – Аскольд и Дир – с его позволения отправились с войной на греков
. Двести их кораблей осаждают Царьград. Стоит тихая погода, и море спокойно. Византийский царь с патриархом молятся об избавлении от безбожной руси и с пением обмакивают в море ризу святой Богородицы. И вдруг поднимаются буря, ветер, встают огромные волны. Русские корабли сметает, приносит к берегу и разбивает. Мало кому из руси удается спастись и вернуться домой.
Династия Рюриков
В 879 году умер Рюрик, передав княжение своему родственнику Олегу до тех пор, пока не повзрослеет его малолетний сын Игорь. Олег переселился в Киев, провозгласив его столицей.
Олег остается княжить в Киеве и провозглашает: «Киев будет матерью русским городам». Олег, действительно, строит новые города. Кроме того, он покоряет много племен, в том числе деревлян, и берет с них дань.
С невиданно большим войском — одних кораблей две тысячи — Олег идет на Византию и приходит к Царьграду. Греки закрывают цепями вход в залив, у которого расположен Царьград. Но хитроумный Олег велит своим воинам сделать колеса и на них поставить корабли. Дует попутный ветер на Царьград. Воины подымают паруса в поле и мчатся к городу.
Греки видят, и устрашаются, и просят Олега: «Не губи город, дадим дань, какую хочешь». И в знак покорности греки выносят ему угощение — яства и вино. Однако Олег не принимает угощения: оказывается, в него подмешана отрава. Греки совсем испуганы: «Это не Олег, а неуязвимый святой, его на нас наслал сам Бог». И греки молят Олега заключить мир: «Дадим все, что хочешь». Олег устанавливает грекам дать дань всем воинам на двух тысячах его кораблей — по двенадцать гривен на человека, а на корабле по сорок воинов — и еще дань для крупных городов Руси. В ознаменование победы Олег вешает свой щит на воротах Царьграда и возвращается в Киев, везя золото, шелка, фрукты, вина и всяческие украшения.
После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий.
Со временем Олег стал спокойно княжить в Киеве, мир имея со всеми странами
. Помня о предсказании, согласно которому смерть настигнет его от любимого коня, князь приказал больше не приводить его. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, пнул ногой его череп. Из него выползла ядовитая змея, от укуса которой и скончался князь Олег.
Князь Игорь
После смерти Олега в 913 году стал княжить Игорь
. Древляне отвернулись от нового князя, но он пошел на них с свойском и обложил еще большей данью. Игорь отправился на Византию, где потерпел поражение. Укрепив свой флот, он вновь отправился к грекам, чтобы отомстить за свой позор.
Византийский царь, оценив военную мощь князя Игоря, предложил ему богатую дань. Посоветовавшись с боярами, князь согласился. Алчные дружинники Игоря надоумили его взять еще дань с древлян, но те взбунтовались и убили князя.
После смерти Игоря осиротела его жена Ольга и маленький сын Святослав. Древляне хотели выдать ее в жены своему князя. Однако женщина не только не допустила этого, но и жестоко отомстила убийцам мужа, уничтожив большую часть древлян и их столицу — город Искоростень.
О крещении Ольги. 955−969 гг.
Ольга прибывает в Царьград. Приходит к византийскому царю Константину. Царь беседует с ней, удивляется ее разуму и намекает: «Подобает тебе царствовать в Царьграде с нами». Она сразу понимает намек и говорит: «Я язычница. Если вознамеришься меня крестить, то крести меня ты сам. Если нет, то не крещуся». И царь с патриархом ее крестят. Патриарх поучает ее о вере, а Ольга, склонив голову, стоит, внимая учению, как губка морская, водой напояемая. Нарекается ей в крещении имя Елена, патриарх благословляет ее и отпускает.
После крещения зовет ее царь и уже прямо объявляет: «Беру тебя в жены». Ольга возражает: «Как это ты возьмешь меня в жены, раз крестил меня сам и нарек духовной дочерью? У христиан такое незаконно, и ты сам это знаешь». Самоуверенный царь раздосадован: «Переклюкала ты меня, Ольга!» Дает ей множество подарков и отпускает домой.
Только Ольга возвращается в Киев, как царь присылает к ней послов: «Много чего я тебе подарил. Ты обещала, вернувшись в Русь, послать мне много даров». Ольга резко отвечает: «Подожди у меня приема столько, сколько я ждала у тебя, — тогда тебе дам». И с этими словами заворачивает послов.
Ольга любит своего сына Святослава, молится за него и за людей все ночи и дни, кормит сына, пока он не вырастает и возмужает, затем сидит со своими внуками в Киеве. Позднее она разболелась и спустя три дня скончалась.
Князь Святослав
Повзрослев, Святослав собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы. Святослав идет на Дунай, на болгар, побеждает болгар, берет восемьдесят городов по Дунаю и садится княжить тут в Переяславце.
Матери, которая была тогда еще жива, Святослав сообщил, что намерен княжить именно в Переяславце на Дунае, а не в Киеве, поскольку «туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы»
.
Печенеги же впервые нападают на Русскую землю и осаждают Киев. Киевляне посылают к Святославу за помощью. Он возращается, изгоняет печенегов, но в Киеве не остается, возвратившись в Переяславец. Но болгары затворяются в городе от Святослава, затем выходят с ним на битву. Начинается большая сеча, и лишь к вечеру все-таки побеждает Святослав. Он врывается в город.
Тут же Святослав грубо угрожает грекам: «Пойду на вас и завоюю ваш Царьград, как этот Переяславец». Греки лукавят, предлагают Святославу дань исходя из числа его воинов. Святослав называет число: «Нас двадцать тысяч» — и прибавляет десять тысяч, потому что руси только 10 тысяч. Греки же выставляют против Святослава сто тысяч, а дани не дают.
Видит русь огромное множество греков и боится. Но Святослав произносит мужественную речь: «Уже нам некуда деться. Противостоять нам врагу и по своей воле, и поневоле. Не посрамим земли Русской, но ляжем тут костями, ибо мертвыми не опозоримся, а если побежим, то опозоримся. Не убежим, но станем крепко. Я пойду впереди вас». Происходит великая сеча, и побеждает Святослав, и бегут греки, а Святослав приближается к Царьграду, воюя и разрушая города.
Византийский царь в панике. Святославу греки отправляют щедрые дары, но Святослав их не принимает. Греки возвращаются к царю и боярам и рассказывают о Святославе: «Дали ему дары, а он даже не взглянул на них и велел убрать». Тогда предлагает царю один из посланных: «Проверь его еще — пошли ему оружие». И приносят Святославу меч и другое оружие. Святослав принимает его и хвалит царя, передает ему свою любовь и целование. Греки снова возвращаются к царю и рассказывают обо всем. И убеждают царя бояре: «Насколько же лют этот воин, раз ценностями пренебрегает, а оружие ценит. Давай ему дань». И дают Святославу дань и множество даров.
С великой славой Святослав приходит в Переяславец, но видит, как мало у него осталось дружины, так как многие погибли в боях, и решает: «Пойду в Русь, приведу больше войска. Проведает царь, что нас мало, и осадит нас в Переяславце. А Русская земля далеко. А печенеги с нами воюют. А кто нам поможет?» Святослав отправляется в ладьях к днепровским порогам. А болгары из Переяславца посылают весть к печенегам: «Мимо вас проплывет Святослав. Идет в Русь. У него много богатств, взятых у греков, и пленных без числа, но мало дружины».
Так после 28 лет правления Святослав при тяжелом переходе в родные земли был убит печенежским князем Куреем, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.
Христианства Святослав не принял, оставшись верен идолам предков.
О крещении Руси. 980−988 гг.
Законные сыновья у Святослава были, но не выжили. Так править Киевом стал его сын Владимир, рожденный от связи с ключницей. Возле своего терема он установил языческих идолов, которым регулярно приносили жертвы. У Владимира было четыре жены и несколько сотен наложниц.
К Владимиру «пришли болгары магометанской веры»
и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался.
Но не остались в стороне и греки, которые отправили философа, пересказавшего князю Новый и Ветхий заветы. Посланник продемонстрировал изображение Страшного суда. Владимир любил жизнь и со вздохом сказал, что хорошо на этом полотне людям с правой стороны, но плохо людям с левой стороны. Философ предложил ему покреститься, чтобы оказаться справа.
Но князь решил подождать. Проводив гостя, он созвал бояр на совет. Те предложили отправить послов, чтобы посмотреть, кто и как служит Богу. Князь послал десять человек. После их возвращения Владимир снова собрал бояр. Вместе с ними они выслушали посланников, которые рассказали о всех верах и сделали вывод, что греческая лучше всех. Бояре добавили, что эта вера не могла быть плохой, раз ее приняла мудрая княгиня Ольга.
Князь не крестился сразу. Но и тут в ход истории вмешалась женщина. И вот как это было — спустя еще год князь пошел на город греков Корсунь, начал его осаду и поклялся, что если одержит победу, то проведет крещение. Он победил, но клятву не сдержал. Затем у царей Византии он потребовал отдать за него замуж их сестру. А иначе грозился с Царьградом сотворить то же самое, что и с Корсунью. Цари в ответ сказали, что христианки не могут быть женами язычников. Они велели князю покреститься. Тот настаивал на том, чтобы сначала прислали к нему невесту, а те, кто прибудет с ней, окрестят его.
Цари отправили в Корсунь священников, сановников и сестру. В городе красавицу встретили и проводили в палаты. У Владимира начали болеть глаза, он не мог видеть, сильно переживал и не мог сообразить, как поступить. Царица заявила ему, что если он не окрестится, то не сможет избавиться от болезни. Князь принял крещение, прозрел и взял византийскую красавицу в жены. Большинство дружинников тоже окрестились.
Князь с супругой и попами Корсуня отправился в Киев. Там он распорядился убрать идолов: какие-то порубили, другие сожгли, Перуна же бросили в реку. Так на Русь пришло православие в так сказать централизованной форме.
Владимир велит по городам строить церкви на тех местах, где раньше стояли идолы, и на крещение приводить людей по всем городам и селам, начинает собирать детей у своей знати и отдавать в ученье книгам. Матери же таких детей плачут о них, словно о мертвых.
О борьбе с печенегами. 992−997 гг.
Спокойно править Владимиру мешали печенеги, которые регулярно устраивали набеги. Победа оказывалась то на одной, то на другой стороне.
В завершении печенеги приходят и долго осаждают Белгород. Владимир не может прислать помощь, потому что у него нет воинов, а печенегов огромное множество. В городе сильный голод. Горожане решают на вече: «Ведь помрем от голода. Лучше сдадимся печенегам — кого-то они убьют, а кого-то и оставят жить». Один старше, не присутствовавший на вече, спрашивает: «Зачем собиралось вече?» Ему сообщают, что люди утром сдадутся печенегам.
Тогда старик просит городских старейшин: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня, а сделайте то, что велю». Они обещают. Старик говорит: «Наскребите хоть по горсти овса, или пшеницы, или отрубей». Они находят. Старик велит женщинам сделать болтушку, на которой варят кисель, затем велит выкопать колодец, вставить в него чан, а чан наполнить болтушкой. Потом старик велит выкопать второй колодец и туда тоже вставить чан. И посылает искать мед.
Отыскивают лукошко меду, которое было припрятано в княжеском погребе. Старик велит наготовить медового отвара и им наполнить чан во втором колодце. Утром он велит послать за печенегами. Посланные горожане приходят к печенегам: «Возьмите к себе заложников у нас, а вы — около десяти человек — войдите в наш город да посмотрите, что там делается». Печенеги торжествуют, думая, что горожане сдадутся, берут у них заложников, а сами посылают своих знатных людей в город.
И говорят им горожане, наученные умным стариком: «Чего себя губите? Разве сможете нас перестоять? Стойте хоть десять лет — что можете нам сделать? У нас корм из земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». Горожане приводят печенегов к первому колодцу, зачерпывают ведром болтушку, разливают ее по горшкам и варят кисель. После того, взяв кисель, подходят с печенегами ко второму колодцу, зачерпывают медовый взвар, добавляют в кисель и начинают есть — первыми сами (не отрава!), за ними и печенеги. Удивляются печенеги: «Не поверят такому наши князья, если не попробуют сами».
Горожане наполняют им целую корчагу кисельной болтушкой и медовым взваром из колодцев. Часть печенегов с корчагой возвращается к своим князьям: те, сварив, едят и тоже дивятся; потом обмениваются заложниками, снимают осаду города и отправляются восвояси.
Об убиении Бориса
После смерти Владимира княжеский престол занял Святополк. Он принялся щедро одаривать своих подданных, «но сердце их не лежало к нему» – простой люд и войско стояло за другим сыном Владимира, Борисом. «Дружина отцовская» предложила ему силой взять власть, однако наследник не посмел поднять руку на старшего брата.
Однако Святополк ненавидел Бориса и решил «как-нибудь его погубить». Он приказал своим воинам ночью напасть на брата и заколоть его. После смерти Бориса Святополк задумался над тем, «как бы убить Глеба» – другого брата. Обманом он заманил его и так же безжалостно убил, как и Бориса. Святополк решил перебить всех своих братьев, чтобы одному «владеть Русскою землею».
Узнав о бесчинствах брата, Ярослав собрал всю свою новгородскую дружину, войско варягов и отправился в Киев, чтобы отомстить Святополку за смерть братьев.
Начало княжения Ярослава в Киеве
В 1016 году Ярослав, одолев Святополка в честном бою, стал княжить в Киеве. Спустя четыре года у него родился сын Владимир, однако Ярослав не ведал спокойной жизни: досаждали ему постоянные княжеские междоусобицы. Лишь в 1026 году Киевскому князю удалось заключить мирный договор с братом Мстиславом, разделив «по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту».
После смерти Мстислава в 1036 году «завладел всем его владением Ярослав и стал самовластцем в Русской земле». Он посадил своего старшего сына Владимира в Новгороде.
В годы правления Ярослава стала «вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться». Кроме того, он всячески развивал книжное учение, заложив таким образом основы просвещения.
Перед смертью князь Ярослав дал наставление своим сыновьям жить в любви и мире промеж собой. Киевский престол он оставил Изяславу, не обидел и других сыновей, честно разделив между ними города и «запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их».
Начало княжения Изяслава в Киеве
После смерти Ярослава было «знаменье на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми», предвещавшая многочисленные войны. Так и случилось, и с тех пор «были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю».
В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его подданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта и полностью восстановил свою власть.
Изяслав был убит в 1078 году.
О расправах с волхвами. 1071 г.
«Однажды во время неурожая в Ростовской области» в 1071 году явились два волхва, заявившие, будто знают, по чьей вине нет хлеба. Они принялись путешествовать по волостям и обвинять в голоде зажиточных женщин, которые якобы утаивали еду. Обманом они внушали голодающим людям вину этих несчастных, после чего женщин убивали, а все их имущество волхвы присваивали себе.
Пришли волхвы и на Белоозеро. Их сопровождали уже три сотни человек. Тогда с жителей этого места брал дань Ян Вышатич, который являлся воеводой князя Киева. Яну стало известно, что волхвами прикидывались смерды князя. Он отправил приказ людям, которые следовали за волхвами, чтобы они выдали их. Однако те не послущали его. Тогда он сам направился к ним, взяв с собой двенадцать дружинников. Люди были готовы напасть на воеводу в любой момент, поэтому он смог приблизиться к ним только с топориком. Навстречу ему вышли три человека и велели ему не ходить дальше. Ян дал приказ убить их и подошел к остальным. Они кинулись на воеводу, замахнувшись на него топором, однако он нанес удар быстрее и приказал дружинникам убить остальных. Люди побежали прочь и убили при этом попа Яна. Воевода вошел в город и заявил жителям, что если не схватить волхвов, они долго не уйдут отсюда. Жители схватили волхвов и привели их к воеводе.
Он устроил допрос волхвам. Спросил для чего они погубили такое количество людей. Те ответили, что убивали тех, кто скрывал от других еду в собственном теле. Убив их всех, можно будет вернуть урожай. И предложили продемонстрировать достоверность собственных заявлений. Ян сказал им, что в теле человеческом содержались лишь кости, жилы кровь. Волхвы заявляли, что лишь им известно, как был сотворен человеческий организм. По их словам, человека сотворил дьявол из тряпки, а Бог вложил в него душу. Воевода спросил, как зовут их Бога. Те ответили – антихрист, который находился в бездне. Ян сказал им, что это не Бог, а бес, которого Бог прогнал с небес. Он сообщил волхвам, что убьет их. Те заявили, что это может сделать только князь. Об этом им якобы сообщили боги. Однако их избили, выдрали бороды, вставили кляпы, привязали к борту корабля и пустили его по реке.
Ян спросил у пленников, о чем им говорили боги. Те отвечали, что боги им сообщили о гибели от рук Яна. Они стали обещать воеводе, что если освободит их, то получит большое количество добра. А если нет, то, наоборот, много горя. Ян же утверждал, что если отпустит их, то Бог его накажет, а если убьет, то получит от него награду. Находящимся рядом он предложил отомстить волхвам за убитых родственников. Волхвов убили и повесили на дубе. Затем их тела съел медведь.
Очередной волхв появился в Новгороде. Он уверял, что обладает даром предвидения и ругал христианство. Он обещал пройти по воде, как по земле. Ему поверили, началась смута, решили убить епископа. Тот одел ризу, взял крест, вышел и сказал, чтобы верующие в Бога шли за крестом, а те, кто верил волхву, отправлялись за ним. Князь Новгорода с дружиной примкнули к епископу. Остальные жители пошли к волхву. Князь спрятал топор под плащ, пришел к волхву и спросил у него о событиях, которые произойдут в течение сегодняшнего дня. Тот похвалился, что может предвидеть все. Тогда князь поинтересовался у него, что произойдет прямо сейчас. Волхв сказал в ответ, что будет творить чудеса. Князь топором зарубил волхва и люди разошлись.
Княжение Всеволода в Киеве
После смерти Изяслава его брат «Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей». В течение многих лет он участвовал в кровных междоусобицах, пытаясь удержать свою власть любой ценой. Он продолжил великое дело князя Ярослава и заложил в городах немало православных церквей.
В 1093 году «преставился великий князь Всеволод, сын Ярославов, внук Владимиров». Он вошел в историю как справедливый, истинно верующий правитель, который «воздерживался от пьянства и похоти».
Сын Всеволода, Владимир (Монамах), решил встретиться со Святополком, который также претендовал на Киевский престол, и уладить все споры миром. Однако их претензии на власть были остановлены огромным войском половцев, которые двинулись на Русь. В той битве потерпели князья великое поражение, и простые люди оказались пленниками половцев.
О победе над половцами. 1103 г.
Владимир Мономах и Святополк Изяславич вместе желали нанести поражение половцам. Со своими дружинами они проводили совещание в шатре насчет похода. Дружина князя Святополка отказывалась идти. Владимир стал стыдить их и Святополк согласился идти в поход. Послали за остальными князьями.
Половцы узнали о походе Руси и организовали совет. Князь Урусоба предложил попросить перемирия. Однако другие князья заявили, что не боятся и готовы воевать. Войска противников двинулись друг на друга. При виде русских войск половцев охватил ужас, они замедлили свое наступление. Русские же бодро наступали на противника. Половцы бросились бежать. Во время битвы было убито двадцать князей половцев. Белдюзь оказался в плену.
К русским князьям привели пленного половецкого князя. Тот предложил выкуп за себя золотом, серебром, конями, скотом. Однако Владимир сказал ему, что вопреки обещаниям и клятвам половцы пролили много русской крови. Теперь за это он поплатится собственной головой. Он отдал приказ убить пленного, которого рассекли на части. Русские князья вернулись домой с добычей и победой.
Значение Повести временных лет
Данное произведение, имеющее большое значение для русской литературы, было призвано передать потомкам традиции и обычаи того времени, увековечить идею могущества русского государства. Насколько правдивые сведения передаются в нем и существовали ли изменения — об этом спорят и будут спорить еще долго. Пока именно Повесть временных лет считается древнейшим письменным памятником Руси.
Источники: