Вероятно далеко не все слышали о городе Луга. Луга является административным центром Лужского городского поселения и Лужского муниципального района Ленинградской области. Расположен на реке Луга в 136 км от Санкт-Петербурга. Численность населения на начало 2013 года составила всего-то 37 тыс. человек. А город-то старинный, славянское поселение на реке Луга упоминается в летописях в датировке 947 года.
Вы только вслушайтесь в названия:
- Череменецкое озеро — от древнерусского слова «черма», что означает «возвышенное, холмистое место»
- Рапти — бывшая усадьба крупного государственного и общественного деятеля, немало послужившего славе России , А.А.Половцова.
- Солнцев берег — имение Елагиных-Херасковых- Энгельгардтов , служивших с пользой Всероссийскому престолу и Отечеству.
- Наволок — старинное русское поселение, название которого происходит от слова «волочь». Здесь в старину перетаскивали суда от р. Луги к Череменецкому озеру.
- Репьи — усадьба раскинулась на берегу Череменецкого озера
- Югостицы (Световид) — старинное село на южной оконечности Череменецкого озера.
- Скреблово — старинное село на тракте, ведущем из Луги в Новгород, расположенное на берегу озера Врево
- Псоедь — деревня находится в 2 км. южнее пос. Осьмино на высоком берегу р. Сабы
- Сяберо — в этих местах обнаружены стоянки неолитического человека и селение, относящееся к древнерусским поселениям V-XVI веков.
Но меня особенно заинтересовала ШУМ ГОРА
Земли Передольского погоста, притягивает к себе внимание историков, путешественников, археологов уже на протяжении ста лет. Ныне это территория Новгородской области, но до 1944 года эти места относились к Лужскому району. Площадь погоста составляет примерно 10 гектаров, где разбросаны семь крупных курганов. Самый крупный — Шум Гора (высота 14 м., ширина около 100м м.), представляющий двухуровневую пирамиду, выложенную кусками известкового плитняка, покрытого слоем дерна. Венчают сооружения ритуальные камни, расположенные в строго определенной последовательности. При сильном ветре потоки воздуха, проходя через каменный лабиринт, вызывает шумовой эффект, похожий на плач. Тут почему-то стало казаться, что про древнюю пирамиду речь пойдет, а нет.
Существует легенда, связывающая эту сопку с могилой князя Рюрика. В окрестностях Подгорья обнаружены десятки культовых камней: камни- личины, камни — следовики, межевые камни.
Что касается этимологии названий сопки, то в соседних селах, в тех же Волочках, Передольскую сопку называют «Вилией горой». В переводе с финского «вилия» означает хлеб, зерно. Действительно, сопка напоминает выпеченный каравай хлеба на столе. Примечательно, что в селе Косицкое происходит трансформация легенды о сопке. Местные жители «Вилией горой» называют мореные образования на берегу р. Луги и говорят, что «гора начинается от д. Заполье», где и расположена Шум-гора.
Однако Вилию гору упорно называют могилой Рюрика. В XVIII в. ее называли «Крестовой сопкой». К ней ходили крестным ходом на Троицу и молились на крест, стоявший на вершине. Позже стали называть «Шум-горой» и связывать с ней мистические явления в своей жизни, проводили рядом с ней языческие обряды — моление о дожде. Разграблению сопка не подвергалась. Местным искателям приключений она не раскрыла своих секретов, поскольку на метровой глубине выложена каменными плитами.
Сказание о Рюрике
Дословно звучит так: Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке «Каменья» с огнями, на южный берег р. Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в 5 пучине по р. Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженей от р. Луги.
(Место записи: Подгорье, Волочек, Брод. Время — середина 90-х гг. XIX в.)
Место битвы легенда не определяет и только указывает на северные территории. О походах князя Рюрика в северные районы есть документальное подтверждение. В Рукописном отделе Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга имеется летопись (Индекс — Q IV 88.- ЛЛ. 766 об.,767 об.), в которой сообщается следующее: «… Ходиа князь Рюрик с племенником своим Олгом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валлт и повоеваста и дань возложиста <…>. Лето <879 г.> умре Рюрик в кореле в воине,… княжив лет 17..».
Вот такой неожиданный поворот в истории по дороге из города Луга! Кому интересно узнать про Рюрика больше, посмотрите фильм М.Задорнова
Использованы материалы с официального сайта города Луга и сайта Русь Балтийская
Черные копатели из «Аненербе» не обошли стороной и Лужский край, находившийся под вражеской оккупацией в 1941-1943 гг. Фашистская пропаганда внушала немецким солдатам, что Полужье являлось издавна «сферой влияния великой германской нации», так как эти места связаны с немецким Ганзейским торговым союзом. Все это было нужно, чтобы у солдат вермахта появилось чувство собственника по отношению к оккупированным территориям. С другой стороны, по линии «Аненербе» и оперативного штаба «Рейхсляйтер Розенберг» давалось следующее указание: «Взять под контроль свидетельства влияния германо-немецкого духа на культуру местного населения». Вот почему на оккупированной территории Полужья был проведен опрос всех учителей с целью узнать о наличии «германских следов» в этих местах. Большое внимание при этом уделялось анализу легенд и преданий народа. После того как представители «Аненербе» проанализировали встречавшуюся повсеместно легенду о захоронении в лужских местах «немца Рюрика» в золотом гробу, в ряде деревень, относившихся в то время к Оредежскому району, археологами из СС были произведены раскопки. К ним привлекался перешедший на сторону фашистов новгодский историк Пономарев, который за сотрудничество с оккупантами был назначен бургомистром Новгорода.
Информация интересная и в какой то степени полезная для кладоискателей. Довольно таки много золота и серебра закопали вместе с Рюриком. Но есть и сомнения. Если бы все было так просто то могилу бы давно разграбили мародеры, для которых нет не чего святого.
Красивая легенда о погребении Рюрика,какова достоверность ее? Если это все правда,то как наши современный «черные археологи» не добрались до сих пор во внутрь могилы?Там же несметные богатства.
Конечно там есть слово «предположительное». А еще вы не обратили внимание на описание каменных плит в основании, они то и не дают возможность копать, тем более что там теперь всё время туристы и фестивали всякие
Каждый день узнаю все новое и новое, сегодня вот узнал, что Рюрик захоронен в Ленинградской области. Вот это постижение истории — не то что в школе.
Вот так вот!!!Родился в Луге, А Историю Родного Города!!!
Токмо щас познаю!Скока Водка информации из Организма вымывает с витаминами…..ЖУТЬ!