Психологическая игра и ее влияние на жизнь людей

Психологическая игра, как и любая другая, представляет собой цепь последовательных, взаимодополняющих друг друга действий, которые должны привести игроков к определенному результату. Игра отличается от других типов социального взаимодействия двумя важными признаками:
• наличием скрытого мотива;
• наличием выигрыша после ее завершения.

Каждая психологическая игра включает пакет определенных элементов, без которых не может существовать.

К ним относятся:
• тезис;
• антитезис;
• цель;
• роли;
• динамика;
• прототипы из детства;
• ходы;
• вознаграждение.

Каждый из этих элементов очень важен, вместе они образуют суть того, без чего люди не смогли бы разыгрывать свои сценарии.

В статье будут разобраны все элементы на примере психологической игры «– Почему бы тебе не… – Да, но…». Она предполагает собой двух и более участников, один из которых жалуется на свои проблемы, а другие предлагают ему варианты решения. При этом первому игроку вовсе не нужен выход из ситуации, он хочет показать себе и окружающим, что для него она безвыходная. Почитайте об этой игре ниже. Возможно, вам будет интересна трансформационная игра в Москве, которая называется Мастер Двух Миров, но о ней в другой раз.

Тезис

Тезис – название игры, которое включает ее описание, полную цепь действий игроков и информацию об уровне их психологических отношений.
Пример: тезисом игры «– Почему бы тебе не… – Да, но…» будет являться «Отыщи решение, которое я не отвергну».

Диалог двух студенток (1 и 2 игроки):
1 игрок: – Я так устала учиться в вузе, кажется, я ошиблась с профессией.
2 игрок: – Почему бы тебе не поступить в другой университет или найти дело по душе?
1 игрок: – Да, но мне жаль терять потраченное здесь время. Пусть лучше все остается так как есть.

Антитезис

Антитезис противоречит тезису и формулирует для людей способ выйти из игры. Формулировка антитезиса часто является первым шагом к самоанализу в поведенческой терапии.
Пример: в данной игре антитезисом будет возможность вовсе отказаться от игры, потому что, какой бы вариант совета/вопроса не выбрал второй игрок, тот не будет правильным по определению.

Цель

Цель – это четкая формулировка того, чего желают добиться игроки. Чаще всего она связана с желанием оправдать себя или поиском уверенности в своей правоте.
Пример: обретение уверенности в себе и возможность отказаться от игры.

Роли

Роли – психологические установки, которыми пользуются люди при общении друг с другом. При этом они негласно поощряют такое поведение у себя и своего оппонента.

Пример: роль первого игрока: человек, которому нужна помощь; роль второго – советчик/спаситель.

Динамика

Она представляет собой описание ситуации происходящего во время взаимодействия.
Пример: конфликт сдачи: второй игрок предлагает решение, но первый возвращает ему пас (дает сдачу), используя «Да, но…».
Прототипы из детства

Это реальные модели поведения людей из жизни игроков, которые они на подсознательном уровне улавливают и запоминают в детском возрасте, а после примеряют их на себя.
Пример: члены семьи, отлынивающие от домашней работы или др.

Ходы

Ходы представляют собой те шаги, которые игроки повторяют из раза в раз при взаимодействии друг с другом.
Пример: проблема – решение – возражения – решение — возражения…

Вознаграждение

Вознаграждение – то, что люди получают друг от друга в конце игры. Чаще всего оно заключается в поддержании существующего положения дел. Психологический аспект вознаграждения в игре – это стабильность, а биологический – определенный тактильный контакт.
Пример: возможность наслаждаться безвыходностью ситуации и продолжать страдать.

Любая психологическая игра не является нормальной, она направлена на то, чтобы держать людей в ловушке на подсознательном уровне, не давать вырваться из «порочного круга» и изменить что-либо в жизни. Это часто отравляет отношения, делает людей несчастными, хотя они сами могут и не замечать подобных изменений.

Человек, который хочет распознать в своих отношениях психологическую игру и понять, какая роль ему отведена, должен обратиться к психологу и пройти курс поведенческой терапии. Только преодолев все свои барьеры и покинув игру, он сможет освободиться, что-то изменить в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.