Всё больше и больше исследователей, психологов, общественных и религиозных деятелей и обычных сетевых блогеров замечают сходство организованного спорта с религией. Особенно это заметно во время проведения Олимпиады и мирового чемпионата по футболу. Случайно ли это сходство? И если нет, то как, и благодаря кому спорт стал современной религией?
Существующие теории происхождения спорта
Во-первых, что же такое спорт? Итак, спорт можно определить, как специфический род преимущественно физической активности, совершаемой с целью соревнования, организованной по определённым правилам. В отличие от физкультуры – системы спортивной деятельности, направленной на гармоничное развитие духовных и физических сил человека.
Происхождение физической культуры и спорта пытались объяснить несколько академически признанных теорий:
1. Теория магии (Рейнак, позже Дим, Кербе, Жиллет): основана на представлении, что двигательные действия, повторяемые в ходе магических ритуалов древних людей, легли в основу нового вида деятельности, направленного на обучение и совершенствование двигательных навыков.
2. Теория войны (основоположник — Э. Берк): предполагает, что подготовка к военным действиям способствовала развитию физических качеств и обучению необходимым двигательным действиям, которые стали важными элементами физической культуры и спорта.
3. Теория игры (заложил основы Фридрих Шиллер, позже развивали Бюхер, Гроос, Летурно, Хёйзинга): утверждает, что именно игровая деятельность являлась основополагающей для развития культуры, включая физическую культуру и спорт.
4. Теория излишней энергии Герберта Спенсера может рассматриваться как разновидность теорий игры: согласно этой теории, избыток энергии у первобытных людей высвобождался через игровые и танцевальные движения, что способствовало развитию и культивации этих действий.
5. Теория труда или материалистическая теория (заложенная Георгием В. Плехановым и развитая Николаем И. Пономарёвым): согласно этой теории, большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности имеют свои корни в трудовой деятельности.
Как мы видим, все эти теории умозрительны и не могут быть подтверждены или опровергнуты экспериментальным путём. Сам факт такого количества теорий, ни одна из которых не стала доминирующей, говорит нам, что все они недостаточно убедительны. И тем более они не проливают свет на современное состояние спорта, а именно – превращение его в религию.
Гипотеза Дэвида Сансоне
«Существует огромный пласт этнографической литературы, который документирует тесную связь среди так называемых примитивных народов между спортом и другими видами деятельности ритуального характера. Ещё в 1907 году Стюарт Кулин, пионер этнографии спорта, говоря о почти повсеместной практике занятий играми и спортом, отмечал, что они совершаются не только в целях развлечения и отдыха, но «также как религиозные церемонии, как обряды, угодные богам». Совершенно по-иному, независимо от Кулина, Х. А. Харрис пишет: «Греки были сильно антропоморфны в своих представлениях о своих божествах и полагали, что то, что доставляло им удовольствие — музыка, драма или спорт — в равной степени будет доставлять удовольствие и богам.» И точно так же Майкл А. Солтер, обсуждая божеств, которым поклонялись индейцы из восточных лесов Северной Америки, пишет: «В большинстве случаев считалось, что вовлеченные в это существа были похожи на своих почитателей и страстно любили игры». Это вполне рациональное объяснение, но то, что рационально, может также быть рационализацией в качестве причины.»
Это цитата из книги «Греческая атлетика и зарождение спорта» ДэвидаСансоне. Свою монографию он начинает с критики существующих версий происхождения спорта, отвергая каждую из них, прежде чем предложить свою. Он утверждает, что спорт — это форма ритуального жертвоприношения человеческой энергии. К сожалению, далее в тексте он сам же снижает величие собственной догадки деталями и подробностями, которые уводят его настолько не в ту сторону, что это также объясняет, почему о его теории почти никто не слышал.
Сансоне заявляет, что жертвоприношение не обязательно или изначально является подношением дара божеству. Он предполагает, что боги и духи умерших могли быть придуманы людьми для того, чтобы были хоть какие-то «получатели» этих жертвенных «даров». Абсурд подобного утверждения очевиден. Сначала автор считает наших первобытных предков настолько недалёкими и расточительными, что они, по его мнению, изобретают такую, не имеющую практического значения деятельность, как спорт, а затем он лишает их последних остатков ума, заставив «придумать» для оправдания этой деятельности богов и духов.
В таком виде теория Сансоне является просто вариацией на тему теории излишней энергии Спенсера.
Ошибка Сансоне в том, что он не допускает возможности реального существования «сверхъестественных» существ, которые и могли в своих интересах привить людям традицию физических упражнений, во время которых действительно происходило ритуальное жертвоприношение человеческой энергии.
Гипотеза Склярова
А вот Андрей Юрьевич Скляров такую возможность допускает в своём монументальном трактате «Основы физики духа». К сожалению, редкий читатель долетит до середины этого талмуда, но, к счастью, Андрей Юрьевич сам вкратце пересказывает его основные тезисы в другой своей работе, «Обитаемый остров Земля».
Итак, человек является дуальным существом, обладающим как материальной (физическое тело), так и нематериальной составляющими, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом.
Прием и обработка информации являются функциями, которые не только обеспечивают душу данными для оценки текущей ситуации, прогнозирования событий и обеспечения условий свободы действий, но и служат механизмом обеспечения души дополнительной энергией, необходимой для ее функционирования. То есть душа питается информацией.
Но верно и обратное: разрушение такой сложной системы, как душа, будет сопровождаться выделением энергии.
Кто же является получателем этой энергии с той стороны?
Инопланетные пришельцы, которых наши дикие предки принимали за богов, были вовсе не бессмертными. Они жили по человеческим меркам очень долго, но всё же умирали, и продолжали существование в нематериальном мире, оставаясь уже для душ умерших людей «богами загробного мира», которые и «питались» правильно, религиозно приготовленными, праведными душами умерших.Это версия Андрея Склярова.
Можно также предположить, что инопланетные «боги», давно покинув нашу планету, продолжают использовать получаемую от землян энергию религиозного поклонения.
Спорт как религия
Однако, что же такое религия? Определений существует множество, в этом вопросе у исследователей нет консенсуса, и до сих пор не было выработано универсального. Можно вкратце обрисовать религию как организованное поклонение высшим силам. И у любой религии имеются атрибуты, к которым относятся: свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию.
Есть целый ряд признаков, объединяющих религиозные культы и командный спорт:
Любовь к определенной команде, как и конфессия, передается по наследству.
«Религиозные войны». «Мой бог (команда) лучше, чем твой».
Спортивная организация (церковь).
Стадионы –храмы.
Праздник – Чемпионат Мира.
Идея избранности.
Культ игроков.
Божество – это команда или сборная.
Есть «прихожане» – простые любители спорта, и «монахи» – члены религиозной общины, фанатского клуба.
Вот приблизительная статистика о количестве фанатов разных видов спорта:
В разных источниках цифры разнятся, но любом случае всегда речь идёт именно о миллиардах и сотнях миллионов болельщиков.
Для сравнения, из 8 миллиардов населения Земли в 2023 году, 2.6 миллиарда относят себя к христианам, 2 миллиарда исповедуют ислам, 1.2 миллиарда – индуисты и столько же людей считают себя нерелигиозными, а 500 миллионов человек относятся к буддизму.
То есть, уже при первом грубом сравнении традиционные религии вчистую проигрывают спорту по количеству последователей.
Спорт иногда называют псевдорелигией, квазирелигией, или попросту новой (светской, гражданской) религией. В чём тут разница?
Псевдорелигия — это не общепринятая система убеждений, которая схожа с религиозным движением функционально.
Квазирелигия, парарелигия или имплицитная (скрытая) религия – это совокупность явлений, обладающих некоторыми признаками религии, но выходящих за рамки того или иного узкого определения термина «религия».
Новое религиозное движение (НРД) — религиозная или подобная религиозной группа / организация, появившаяся относительно недавно (не ранее середины XIX века) и имеющая существенные отличия в вероучении от «традиционных» религиозных направлений.
Моя гипотеза заключается в том, что современный спорт – это самая настоящая религия. И здесь дело не столько в отношении спортсменов и фанатов к их любимой деятельности, а в происхождении и цели спорта с точки зрения его создателей. Но кто эти создатели?
Теория Склярова о происхождении религий
Андрей Юрьевич Скляров в упоминаемой ранее работе «Обитаемый остров Земля», выдвигает любопытную теорию происхождения мировых религий. Суть её в том, что с интервалом примерно 600-700 лет в результате вмешательства инопланетной цивилизации происходит некое пророческое бурление, из которого самые пассионарные и перспективные движения становятся крупными религиями, на сотни лет определяющими историю для человечества, а для цивилизации «богов» – мощным и стабильным источником духовно-нематериальной энергии. Энергия эта производится верующими путем принесения животных и человеческих жертв, а также молитвами, медитацией и ритуалами, настраивающих человеческое сознание (душу) на производство правильных энергетических вибраций.
Итак, спустя тысячелетия хаотичных языческих политеистических жертвоприношений, «боги» приняли решение поставить производство духовно-нематериальной энергии в промышленных масштабах. Для этого они запустили монотеистический эксперимент. Так на исторической арене появился иудаизм.
Здесь необходимо сделать несколько оговорок. Во-первых, Андрей Юрьевич делал акцент на появлении именно монотеистических религий, хотя многие из далее перечисленных им культов, строго говоря, монотеистическими не являются. Так, тот же иудаизм вплоть до V в. до н.э. отнюдь не был строгим монотеизмом, а весьма вольной монолатрией, то есть, по сути, многобожием с одним богом-лидером, что и вызывало законный гнев многочисленных еврейских пророков. Христианство же, со своей Троицей, Богоматерью и сонмом святых, с точки зрения мусульман – лютый политеизм и язычество. Зороастризм – это дуалистическая религия, а в буддизме и вовсе не поклоняются богам и не обожествляют Будду. Так что в гениальной теории Склярова нужно видеть главное – неслучайность появления через довольно регулярные промежутки времени мировых или крупных локальных религиозных учений.
Итак, хронология вмешательств:
В XIII в до н.э. Моисей инициирует Исход и закладывает основы иудаизма.
Примерно через 600-700 лет после Исхода почти одновременно сразу в двух регионах возникает еще две религии, которые были лишены элемента национальной ограниченности, – зороастризм и буддизм.
Ещё через шесть с небольшим сотен лет на Ближнем Востоке появляется христианство, которое преодолевает главный недостаток иудаизма – его национальную ограниченность.
Снова через шестьсот с лишним лет появляется ислам, который, во-первых, возрождает практику жертвоприношений, а во-вторых, распространяется на территории к востоку от Средиземноморья, до которых христианство не дотянулось.
В XIII-XIV веках новых религий не появляется, поскольку и старые неплохо справлялись со своими задачами. Народы разобщены. Непрерывно идут войны, в том числе религиозные, и гибнут люди, поставляя энергию обильным потоком.
Следующий шаг в 600-700 лет приходится на рубеж XIX-XX веков, когда ситуация резко меняется. Мир переживает взлет научного знания и технологического развития – начинается так называемая эпоха НТР, научно-технической революции. Это происходит на фоне глобального кризиса мировых религий, вместо которых широкое распространение получают нигилизм и атеизм. И какую же веру на этот раз подсунули нам голодные «боги»? Андрей Юрьевич считает, что это было теософское учение Елены Блаватской. Здесь я позволю себе не согласиться. Теософия – это оккультное, эзотерическое религиозное движение. А всё религиозное, по меткому замечанию самого же Склярова, на рубеже XIX-XX веков находилось в упадке. И потом, несмотря на всплеск интереса в то время, в основном, в среде интеллектуалов к «учению» Блаватской, с высоты сегодняшнего дня можно смело сказать, что на мировую религию её «тайная доктрина» не потянула. Современный среднестатистический обыватель даже не знает, кто такая эта Блаватская.
Зато в то же самое время твёрдо встала на ноги мощнейшая религия, объединившая всё население Земли. Это культ спорта.
С полным текстом первоисточника вы можете ознакомится по ссылке.