Старейший в мире датский флаг Даннеброг, которому скоро исполнится 800 лет, как и положено флагам во всём мире, несёт службу представительскую, символизируя нацию и государство. Но это лишь одна из его многочисленных функций. Потому что казённый, по определению, предмет в датском быту вещь столь же незаменимая, как кофе с венскими булочками или велосипед.
Море флажков над головами встречающих можно увидеть, едва шагнув за турникет копенгагенского аэропорта Каструп. Однако не озирайтесь, выискивая в толпе пассажиров не узнанную вами знаменитость. Так в Дании встречают не только важных персон, но и обычных смертных, возвращающихся из отпусков или после долгого отсутствия. Яркие, трепещущие в руках прямоугольнички смотрятся и впрямь не хуже иного букета.
Этим, однако, дело не ограничивается. В кафе вам подадут бисквит, увенчанный крохотным датским флажком, а сахар к кофе будет в пакетиках того же дизайна. И уж совсем немного времени потребуется, чтобы стало ясно: красно-белой палитрой в Дании распишут любую подходящую поверхность – от стен домов до лиц футбольных болельщиков. Гордость за нацию не покидает датчан и в таких не располагающих к патриотизму местах, как общественные туалеты: сантехнику и даже гигиенические салфетки здесь украшают госсимволикой. Знал бы датский король Кристиан V, разрешивший в 1854 году своим подданным вывешивать знак королевской власти в личных целях, как далеко зайдут их потомки!
– Уже более полутора сотен лет под сенью флага Даннеброг проходит вся частная датская жизнь, буквально с первой до последней минуты. Дни рождения и детские утренники, свадьбы и юбилеи, театральные премьеры и гуляния в копенгагенском парке «Тиволи» – все эти события объединяют непременные два условия: атмосфера праздника и огромное количество больших и малых флагов, без которых Данию не представить так же, как датский рождественский стол без тёмного пива. Кстати, и в Рождество флагов не счесть: здесь ими украшают ёлку, – говорит датский социолог Хелен Бисгорд.
У датчан найдётся немало ура-патриотичных соседей: британцы, немцы и, конечно же, французы. Но верноподданнические страсти обуревают тамошний люд от силы пару раз в год – обычно в дни национальных праздников. Попробуйте вывесить республиканский триколор или «Юнион Джек» на доме в будний день – соседи почти наверняка сочтут это шовинистической выходкой. Зато в либеральной Дании национальные флаги на каждом углу, а в супермаркетах всегда есть комплект на все случаи жизни: от копеечных кондитерских флажков до солидных и дорогих штандартов для отработки патриотизма в домашних условиях.
Трудно понять людей, встающих ни свет ни заря, чтобы не проспать подъём флага. Но датчане это делают с превеликой охотой! И хотя подобный обычай бытует не только в Старом, но и в Новом Свете, никто в мире не додумался расцвечивать знамёнами домашние празднества, как это делают скандинавы. Более того, не в пример норвежцам и шведам, датчане ещё и ухитряются использовать свой государственный символ в целях наживы.Дания – пожалуй, единственная в мире страна, где покупателя приманивают флагами в дни распродаж, приуроченных к «дням рождений» компаний.
Магазинные витрины тогда буквально утопают в красно-белом декоре. И это не просто реклама, но чистой воды провокация: «праздник!» – сигналят флажки, и какое же датское сердце не дрогнет от желания побаловать себя покупкой в праздничный день? При этом никто не задумается, что в потребительские игры вовлечён священный для датчан символ, за который и кровь проливали не однажды. Увы! – в европейском сознании сакральность власти давно уже сходит на нет. Что говорить – даже в датских борделях несёт знамя службу: приспущен флажок до середины древка – «девушка» занята, взвился опять – всем добро пожаловать!
Если посмотреть со стороны то выглядит как немного забавное, но в тоже время весьма почтительное отношение к флагу.
А всё было когда-то совсем иначе. Историки признают. что когда-то датчане использовали алое знамя с вышитым чёрным «вороном Одина», но с принятием Данией христианства руническая птица уступила своё место леопардовым львам.
Именно такой флаг изображен на рукописной карте мира, датируемой 1367 г. Однако в знаменитом гербовнике Гельре (1334-1375) приведен герб короля Дании, в клейноде которого был помещен Даннеброг.
Печать Эйрика VII Померанского 1398 г. — на щите слева в верху запечатлены львы, возможно держащие Даннеброг. Известно, что Эйрик пытался утвердить свой вариант флага — красный крест на желтом фоне .
Самый старый в мире флаг Даннеброг верой и правдой служит датчанам почти восемь столетий. В то или иное время Дания владела всей Скандинавией и от её флага меняя цветовую гамму, но сохраняя приверженность скандинавскому кресту произошли Исландский, Норвежский и Шведские флаги, а от Шведского уже и Финский флаг. Так же можно отметить флаги Оркнейских, Шетландских, Аландских и Фарерских островов и малый герб Таллина.
В самом Таллине в Вышгороде есть сад датского короля. Каждое лето там проходит праздник в честь Даннеброга, который пользуется большим успехом у туристов их Дании.
Перед рыцарем лежит камень с которым связана одна очень старая история…
Ещё с дохристианских времён датчане предпринимали походы не только на запад, но и на восток по берегам Балтийского моря. По описаниям Саксона Грамматика на восточном побережье им удалось взять город Дюна с неприступными стенами и подчинить оборонявшего город Геллеспонтского короля (Hellesponti regem). После рапространения католичества одиночные набеги сменились целенаправленными крестовыми походами, в первую очередь против вендов. Источники указывают, что в земли вендов вторглось 100 тысяч немцев, столько же датчан и 20 тысяч польских крестоносцев. Могу только предположить, что это было время массовой миграции бодричей, лютичей, руян и колбягов на восток.
Покорив земли западных славян и поставив у власти лояльных правителей они не остановились. Идея Drang nach Osten при поддержке религиозных фанатиков стремилась к расширению. Вылилось всё это в колоссальную резню под общим названием северные крестовые походы. Тут уж досталось всем народам восточного побережья Балтийского моря от прусов и финнов до корел и новгородцев. Даже будущий король Англии Генрих IV вместе с жмудинами ходил воевать с литвинами. А где та Англия и где литвины? Итальянцы, испанцы, французы и даже шотландцы, и чего Вам дома не сиделось? Всё ехали к нам «истинную веру» в души некоторых варваров насаждать да подчинять земли, исторгнутые из поганого идолопоклонства и получать часть от доходов?…
Вернёмся в год 1218. Рижский епископ Альберт обратился за помощью в организации крестового похода против язычников к датскому королю Вальдемару II, который согласился помочь за передачу во владение Дании части ранее захваченных меченосцами территорий в северной Ливонии. В октябре 1218 года римский Папа Гонорий III направил королю Вальдемару II благословение на крестовый поход против язычников, и датчане на 500 судах отплыли на восток. С ними в поход отправились архиепископы Андерс Лундский и Теодерик Эстонский, а также граф Альберт I Саксонский и Вицлав I Рюгенский. Летом 1218 года крестоносцы высадились на побережье в ревельской области, остановились в Линданизэ, прежнем замке ревельцев, и, разрушив старый замок, стали строить другой, новый. Местные жители прозвали его Taani-linn.
Епископ восходит на корабль. Миниатюра XIII века.
По версии Генриха Латвийского пришли они в земли ревельцев, гарионцев и эстонов, а вот Саксон Грамматик по «неизвестной» причине описывает поход Валдемара II на Русь. Хотя это теперь причина неизвестна, а в давние времена ту местность называли Ругелъ (Ruggell — долина и одноимённый городок в Лихтенштейне на границе с Австрией и Швейцарией). Ему же вторит и Кристиерн Педерсен в своей Danske Krønike (1520-1523 гг.), правда его работа так же основана на трудах Саксона Грамматика.
Вот как описывает последующие события Генрих Латвийский: — И собрали против них большое войско ревельцы и гарионцы и послали своих старейшин к королю с коварством в мирных словах; и поверил им король, не знавший их коварства, и одарил их, и крестили их епископы и отпустили в радости. Воротившись к своим, они три дня спустя явились со всем своим войском под вечер, после обеда; напали на датчан в пяти местах и, захватив врасплох, бились с ними, а некоторые из эстонов, думая, что король в шатре достопочтенного епископа эстонского Теодериха, ворвались туда и убили епископа.
Другие преследовали других и многих перебили. Господин же Венецлав (Wenezlaus) стоял со своими славами в долине при спуске с горы к морю; увидев, что враги приближаются, он тотчас пошел на них и бился с ними и обратил их в бегство, а затем стал преследовать, продолжая бить и убивать по дороге. Когда другие эстоны, гнавшиеся за датчанами, увидели бегство тех, что бились со славами, они остановились и сами, прекратив преследование датчан. И собрались тут все датчане вместе с королем и некоторые бывшие с ними тевтоны и, обратившись на эстонов, храбро сразились с ними. И побежали эстоны перед ними, а когда вся их масса обратилась в бегство, датчане с тевтонами и славами стали преследовать их и перебили при своей малочисленности более тысячи человек, а прочие бежали.
Датская версия отличается легендарным моментом. В пылу битвы язычники захватили флаг данов. Видя это даны начали отступать.
Представьте себе негодование цивилизованных европейцев, ведь какие-то невежественные местные язычники даже знают, что такое флаг и зачем-то его отняли у датчан.
Епископ лундский взошёл на гору поднял руки к небу и стал молиться. Когда ему казалось, что язычники победят: «Произошёл могучий разрыв в облаках, солнце пробилось сквозь и золотой свет свернулся в кольцо над ним. Все видели светящееся знамя с крестом белым на красном. Они услышали через рев бури голос: «Поднимите флаг с крестом высоко — и вы одержите победу!» Подняв знамя над войском даны одержали полную победу.
Место, где с небес упал флаг, стали называть — Садом датского короля.
Победа при Линданисе фактически означала завоевание Эстонии датчанами. После неё Вальдемар II получил прозвище «Победоносный».
Северная Эстония после этой битвы оставалась под властью датчан еще более столетия, до XIV века, пока не была продана немцам.
Но не всё так просто в Датском королевстве. Уж не знаю, что там послышалось в рёве бури епископу лундскому, но можно попробовать посмотреть на произошедшие события и без религиозного фанатизма. Посмотрим на описание ещё раз: «Произошёл могучий разрыв в облаках, солнце пробилось сквозь и золотой свет свернулся в кольцо над ним«. В низу рёв бури такой, что слышаться слова, а в небе кольцом расходятся тучи — можно сделать предположение, что был очень сильный порыв ветра. Осталось понять откуда мог появиться флаг.
Посмотрите насколько близко к древку флага находится поперечная полоса креста на флаге изображённом на портрете Валдемара II. В одном из старых документов встречается описание флага где сказано, что он был из шкуры ягнёнка.
Тут наверное стоит вспомнить, что по датской версии Валдемар II устроил свой поход на Русь. А вот в немецкой версии народы описаны по месту проживания — Ревельцы (жители Колывани), Гарионцы (жители области Ругелъ). В тех краях жили не только колыванцы и руги, но и естоны (аисты). На современном эстонском языке руги (русы) — vene. Вендами немцы называли славян вплоть до 20 века. Вполне возможна ситуация, что флаг изначально был не у датчан, а у тех кто привык под ним сражаться, но порывом ветра порвало нити сшивающие полотно или шкуру ягнёнка вокруг древка, подняло в высь и принесло к датчанам. Известно, что венды использовали красно-бело-красный флаг, а если учесть, что флаг мог быть и не новым то на нём вполне могло остаться выцветшее под дождём и солнцем место от древка, которое религиозные фанатики восприняли как изображение креста. Вот так наш флаг стал старейшим государственным флагом.
Флаги не так часто упоминаются в старых документах, но в ливонской рифмованной хронике описан интересный момент, который послужил основой при выборе государственного флага Латвии:
Как стражи земли в Ригу спешили
Ещё и отряд вендов, как мне сказали.
Когда известие о войне услышали,
Один брат (рыцарь) сотню мужчин привёл
Шли они бравые, величавые;
Флаг этого отряда красным был
Притом с белой полосой он
По обычаю вендов.
Венденом называется там замок один,
У знамени его расцветка такая.
Тот замок средь латгалов
Могу вам сказать; там женщины
Как мужчины скачут (на конях), такое обыкновение у них.
Город названный немцами Венден, по названию проживающих там вендов, когда-то назывался Кесь, что на древнерусском означало дом или жилище (в современном болгарском «дом» — къща), откуда современное латышское название Цесис.
По непредсказуемым историческим параллелям Цесис и сейчас носит белый крест на красном фоне, хотя этот уютный старый город с датчанами никаким боком не связан.
Цвет Латвийского флага немного отличается от флага Австрии, столица которой Вена (Виндебож, Виндебон в древности поселение вендов) на Дунае имеет славянские корни, а некоторые районы города до сих пор имеют славянские названия (Веринг, Виден…). Это же сочетание цветов считалось родовым у польских королей из династии Пястов. Красно–белые цвета на флагах — это традиционные цвета торгового ганзейского союза, в состав которого входил г.Венден. В Грюнвальдской битве поляки захватили флаг Великого комтура Конрада фон Лихтенштейна, «знамя с широкой белой полосой на красном фоне». Великий комтур — заместитель Великого магистра Тевтонского Ордена, правитель Мариенбурга (ныне г.Мальборк в Польше). Известен красно–бело–красный флаг Крита, долгое время принадлежавшего Венецианской республике. Кстати, своё название Венеция получила от латинского «Veneti», группы племён, населявших в древности берега Адриатического моря и, которые, по мнению древних авторов, являются предками славян, а предками энетов были пеласги.
Однако на гербе Вены виден белый крест на красном фоне.
А как же Аисты, каков их след в этой истории? Ни разу не встретил упоминаний под каким флагом сражались эсты (аисты-пеласги) но вот, что интересно — две горы на Кавказе которые являются крайней юго-восточной точкой границы Европы носят названия Эста Лерге и Эста Корта. В исторических документах упоминается, что те места когда-то называли “Кавказская Пеласгия” и народная память пронеся через тысячелетия сохранила красно-бело-красный цвет на флаге Чеченской республики.
Не взирая на то, что это самый древний след в 2004 году красно-бело-красную полосу убрали, посчитав осколком коммунизма, а не наследием предков.
У ругов красно-бело-красные цвета тоже сохранились. На самом севере Лихтенштейна на границе с Австрией и Швейцарией есть долина на берегах Рейна под названием Ругель (Ruggell). Хоть сегодня и говорят в тех местах на немецком языке, но на гербе с красным фоном белая полоса, а внутри белой синяя, символизирующая реку. На местном алеманском наречии река Рейн произносится “Raina”. Как пишут в наших учебниках истории именно эта «краина» была той чертой за которую долго не могли перебраться римские легионеры, а позже и прочие «не варвары».
А что же русы, спросите Вы?
Русы основали поселение, которое в итоге стало самым русским городом в Латвии, один из микрорайонов Даугавпился так и называетя «Ругели«. У соседей — жителей бывшего полоцкого княжества, сегодняшних белорусов, можно увидеть те же цвета на бел-чырвона-белы сцяге, да и на флаге России есть и красный и белый цвет.
На иерихонском шлеме царя Михаила Фёдоровича изображён Архангел Михаил у которого белый крест на гранатовом (красном) фоне.
Даннеброг является старейшим действующим государственным флагом, документально подтверждённая история которого уходит в XIV век.