История народа КомиНемного обо всём

история народа Коми

Сегодня постараемся составить краткое повествование о народе Коми, история которого уходит глубоко в века. О Республике Коми думаю все слышали — это коренное население указанного автономного образования. Коми живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Коми (самоназвание), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»). В царской России именовались зырянами, теперь это название считается устаревшим. Природно-географические условия территории Коми края в целом достаточно пригодны для проживания человека, об этом свидетельствует его появление здесь еще в палеолите.

Выделяют несколько этнографических групп среди народа коми — вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Коми язык относится к финской ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи.

Коми с одной стороны в наибольшей степени усвоили русскую культуру, что произошло уже достаточно рано, но с другой стороны, им удалось сберечь древние традиции, имеющие финно-угорские корни, и сохранить свой язык. И вовсе не случайно, что очередной Международный конгресс финно-угроведов, прошёл в Сыктывкаре, столице Республики Коми, ещё в 1985 году, при «старой системе».  Это был первый случай, когда у целой большой международной группы появилась возможность изучить поближе мир восточных финно-угров — пусть даже поверхностно.

народ Коми

Самостоятельная история народа коми, согласно лингвистическим данным, началась в VII веке н. э. Их предки на рубеже III-II тыс. до н. э., являясь ещё частью единой финно-угорской общности, жили среди предков прибалтийско-финских, финно-волжских и угорских народов. После распада этой общности, приблизительно в середине II тыс. до н. э., формируются археологические культуры, в которых можно увидеть черты предков финно-пермских народов (коми и удмуртов).

Население казанской археологической культуры (XIV-IX века до и. э.) со всей очевидностью составляли предки современных пермяков. Эта культура может быть отнесена к Волго-Камскому бассейну, к восточной части более ранней волосовской культуры. К IX веку до н. э. были заселены также земли в бассейне р. Белой.

В Волго-Камском бассейне в VIII-III веках до н. э. существовала ананьинская археологическая культура, которая представляет собой следующую стадию этногенеза пермских финно-угров. Население ананьинской культуры между V и III веками до н. э. покинуло пойму р. Вятки и обосновалось на левом берегу Волги. Большая часть населения сосредоточилась в районе слияния Белой и Камы. Вследствие почти двухтысячелетнего совместного проживания финно-пермских народов близкородственность современных коми и удмуртского языков заметна даже не языковеду.

А соседями прапермян в этот период являлись народы иранского происхождения; иранское влияние проявляется в пермских языках и в настоящее время (к примеру, из иранских диалектов вошло в коми язык слово, которое и в венгерском языке является иранским заимствованием и сейчас звучит почти так же коми ezis (эзысь). венг. ez(st («серебро»).

Во второй половине I тыс. н. э. коми вступили в контакт с волжскими булгарами. Поскольку удмуртский язык сохранил намного больше булгарско-тюркских заимствований, чем коми-зырянский, можно предполагать, что предки зырян жили несколько севернее протоудмуртов. Соседями пермян были также древние венгры из поволжской Великой Венгрии, что подтверждается общими лексическими и грамматическими элементами в пермских языках и в венгерском, которые в прочих финно-угорских языках отсутствуют.

Земледелие у Коми

Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

Животноводство

Коми – народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II–I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь археологические памятники. В бассейне же реки Вычегда скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее – в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI–XII вв. Разводили коми в древности, в основном, крупный рогатый скот. Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

Дальнейшие миграции

Народа коми разделился на две группы в VIII-IX веках К этому времени археологи уже предполагают различие между культурами Поволжья и Прикамья. В ту эпоху ещё ни один источник не упоминает о зырянах, первое известие о них предположительно содержится в Киевской летописи в названиях «Пермь» и «Печера». Переселение зырян на северные территории в период после IX столетия продолжалось далее. В Х веке их поселения располагались вдоль рек Вычегды, Сысолы и Выми. На северо-востоке они вступили в контакт с карелами и другими более малочисленными прибалтийско-финскими народами.

Спасаясь от возраставших поборов и насильственной христианизации значительные по численности группы зырян оставляли отчие земли и переселялись на Каму. Так образовались два центра позднесредневековой Бьярмии: Старая Пермь и Великая Пермь. Многочисленные топонимы (в том числе и само слово Пермь можно обнаружить в обоих этих местах. Следует упомянуть ещё об одном соседнем народе — о манси (вогулах).

история народа Коми
При своём расселении коми вытесняли с родных мест, прежде всего манси, которые переселялись за Урал. Об этих битвах упоминают древние летописи. О манси впервые говорится в житии святого Стефана Пермского (Beликопермского) (1396 год). С XIV века коми-зыряне стали относиться к Московскому великому княжеству и начиная с этого периода, в их культурной и экономической жизни идёт бурное развитие, в первую очередь, под воздействием обращения в православие.

Под зырян даже сделали специальную азбуку. Известный церковный деятель — Стефан епископ Пермский или Великопермский (в миру  Степан Храп), с детских лет знал зырянский язык наряду с русским. Он обучался в обители Ростова Великого, изучал, среди прочих греческий язык. Готовясь к духовно-просветительской и миссионерской работе на землях зырян, он ещё в 1372 году составил в Ростове зырянскую азбуку — Анбур. В азбуке Анбур он использовал кириллические и греческие буквы, а некоторые графические знаки создал сам на основе древних зырянских тавровых меток или родовых символов (пасов).

язык народа коми

Это в частности говорит и о том, что зыряне имели письменность и задолго до этого. Их письменность  опережала по развитию финнов и эстонцев.  Что же касается языка, на основании некоторых исторических сведений нам известно, что  в зырянских храмах зырянский язык в православных литургиях существовал вплоть до середины XVIII столетия.

народ коми история

Краткая хронолигия, начиная с 16-го века:

  • В XVI веке семья Строгановых получает от Ивана Грозного во владение земли южных коми (пермяков);
  • XVII-XVIII века — Спасаясь от поборов и дани, на северных землях некоторые группы коми перебираются ещё дальше к северу;
  • от  самодийцев (ненцев) коми перенимают домашнее оленеводство;
  • небольшие группы коми переваливают через Уральский хребет, в Сибири создаются деревни коми;
  • 1780год — Небольшое поселение коми Усть-Сысольск (в настоящее время столица республики, с 1930 года носит название на языке коми: Сыктывкар) получает статус города;
  • XIX век — Происходит социальная дифференциация коми: наряду с традиционными занятиями (рыболовство, охота, разведение домашних оленей, на юге — сельское хозяйство) появляются купцы, первые представители интеллигенции, заводские рабочие (лесопилки, сталелитейные мастерские);
  • 1917 год — Семья Строгановых лишается своих частных владений;
  • 1921 год — Образуется Коми автономный округ (столица Усть-Сысольск, позднее Сыктывкар);
  • 1928 год — Образуется Коми-Пермяцкий автономный округ (столица Кудымкар, с 1938 года имеет статус города);
  • 1936 год Переименование: образуется Коми АССР; широкомасштабная русификация: появление многочисленных русскоязычных переселенцев, миграция на территорию коми, главным образом, в города;
  • бесчисленные лагпункты ГУЛАГа («зоны») на территории коми, погибают сотни тысяч заключённых от холода, голода, непосильного труда, расстрелов;
  • заключенные строят железную дорогу на север до Воркуты 1937 год — Промышленность (лесная, нефтяная, газовая, добывающая) дает 75% производства;
  • 1990 год Переименование: Социалистическая Республика Коми (Коми ССР) 1991 год — I съезд Коми народа.

Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru или на http://www.istorya.ru

Новые комментарии

  1. Александр

    Мари! К сожалению, письменных источников о переселении коми на Ижму не сохранилось. Но произошло это, скорее всего в конце 14 начале 15 веков — когда началась христианизация пермского населения по Вычегде. Антропологические исследования говорят, что первые небольшие группы коми смешались с местным мансийским и ненецким населением, поэтому среди ижемских коми много смуглых людей. Переселялись коми, которые не хотели принимать христианства. Вторая, основная волна коми, пришла в период борьбы Москвы, Новгорода и Вятки за коми земли — середине и в конце 15 века. В этот период военные отряды противоборствующих сторон прокатывались по вычегодскиим землям, как ураганы, уничтожая всё на своём пути. Народ бежал на Вымь, ИИжму, Мечень, Печору.

  2. Александр

    Александр Кто такие новгородцы? Если предположить, что славянские племена, пришедшие на территорию нынешних Новгородской, Псковской и Ленинградской областей полностью уничтожили местное финно-угорское население, то по крови они славяне. Но в исторических документах говорится, что на княжение вярягов призывали не только славяне, но и чудь (так тогда называли всё финно-угорское население севера Европы). Вместе с новгородцами в походах и битвах участовали водь, весь. ижоора и другие племенные объединения финно-угров. И современные генетические исследования говорят о наличии у русского населения Севера Европейской России значительного количества финно-угорской крови, прежде всего коми, которые ещё до прихода новгородцев расселились по бассейну реки Северная Двина от верховий Сухоны до верховий Вычегды и устья Двины. Географические названия и исторические летописи тому подтверждение. И вообще, в 7-8 веках нашей эры финно-угры занимали четверть, а то и треть Европейской территории. К сожаления, оказались они не столь воинственными и жестокими, как славянские племена, всегда огнём и мечом расширяющие территории своего обитания.

    Читать подробнее на: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/komi-permyaki.html#comment-11485 .

  3. Мари

    Хотелось бы побольше узнать о коми ижемцах ,про их начало,как появились они на берегах Печоры и Ижмы,я коми ижемка по маме ,и мне очень нравится читать историю коми народа,жаль что ее мало кто сохроняет в семьях своих,все хотят быть русскими почему то.

  4. Аким Паш

    Интересует история Коми от и до.И в большей части вероисповедание Зарни-Ань,и Войпелю.

      1. Папа Медведь

        Добрый день.
        Я занимаюсь исторической реконструкций и сейчас создаю новый клуб, беря за основу зырян 9-11 века. Хотелось бы с Вами пообщаться за эту тему(в плане информации) или за достоверные источники по зырянам. Есть у Вас такая возможность\желание? (Можно в ВК в личке)

        1. КонстантинКонстантин Автор записи

          Здравствуйте! Приятно, что на сайт захоят люди не просто интересующиеся. Сайт собирательного характера, источники информации разные. Вам нужно в первую очередь искать людей и архив в том регионе, где зыряне проживали. Я сам живу далеко оттуда. Но если есть более конкретные темы поиска — пишите

        2. Александр

          Как коми человек и патриот родной земли давно интересуюсь историей своего народа, но информации, особенно периода колонизации перми Новгородом и Москвой очень мало. К сожалению, современную российскую науку этот исторический период, по ряду политических причин, мало интересует и поэтому работа в этом направлении не ведётся. Но мыслей и вопросов много: почему новгородцы, выйдя на Северную Двину, почти четыре века не могли покорить Пермь Вычегодскую, кто жил в городищах, которых много по реке Вычегда, в тот период и так далее.

          1. Алексей

            Для чего Новгородским жителям нужно было покорять эти земли? ведь коми зыряне гораздо позже пришли сюда чем новгородские народы ведь в книгах о старых сведениях и название деревень везде русские !

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нажми и лайкни

ПОНРАВИЛОСЬ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Следуй за нами на ФейсбукПодписаться в ТвиттереСледовать в КонтактеСледовать в ОдноклассникахПодписаться в Google+Следить в LiveInternet

Ближайшее по времени публикации

Опубликовать в Твиттере Опубликовать в Майле Опубликовать в Контакте Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+ Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в LiveInternet Опубликовать в Blogger