Барщина и оброк: в чём отличия

Барщина и оброк — формы феодальной повинности для крестьян как в Средние века, так и, в частности, в России, в Новое время. Это своего рода служба, которую крестьяне, являясь крепостными, обязаны были нести по отношению к своему феодалу, сеньору. Они имели разный характер исполнения и обеспечивали разные потребности господствующего класса.

Что такое оброк

Оброк — это форма феодальной повинности, выражавшаяся в доставке продуктов крестьянского труда в качестве повинности феодалу. В классическом виде, когда господствовало натуральное хозяйство, оброк выполнялся в виде обеспечения феодала и его двора зерном, хлебом, вином, мясом, птицей, рыбой, кожей и другими товарами. Это так называемая месячина, которую крестьяне должны были доставлять ко двору сеньора. В России были различия: в Новое время оброк был формой полуфеодального налога на крестьян и должен был исполняться ими в денежном выражении, то есть крестьяне обязаны были платить деньги своему помещику, а тот уже переправлял часть этих денег в государственную казну в виде податей.

Обратите внимание! Возник оброк в Древнем Риме, когда рабовладельцы в начале нынешнего столетия предпочитали давать рабам наделы, чтобы они сами их обрабатывали с максимальной тщательностью и без оплаты труда надсмотрщиков, и отдавали бы сами часть продуктов труда своим рабовладельцам. Рабы в этом случае назывались колонами. Если кратко, такой метод хозяйствования был выгоден для крупных рабовладельцев, у которых было столько рабов, что даже сосчитать их представляло большую проблему. В дальнейшем подобный способ обогащения господствующего класса укоренился и на других территориях, включая Индию и Китай.

Характерные особенности оброка

Оброк взимался в виде продуктов натурального хозяйства или виде денежной суммы. Размер оброка определялся феодалом, исходя из плодородия земель и собственных надобностей. В старые времена размер оброка также мог определяться долговыми обязательствами крестьянина перед барином. Так было до соборного уложения 1649 года в России, например, когда крепостное право окончательно утвердилось.

Размер оброка определялся исходя из дохода крестьян, из плодородия земли, на которой они работали, из размера надела, из размера семьи крестьянина. В Средневековье феодалы были не заинтересованы разорять крестьян, поэтому размер оброка в неурожайные годы, в годы чумы или войны был меньше, чем в изобильные времена. По факту оброк чаще всего не был более 30-50% от всех доходов крестьянина в хороший год. В более поздние времена долговые обязательства феодалов перед кредиторами и банками не оставляли им выбора, и они были вынуждены выставлять максимально возможный оброк, оставляя продуктов только чтобы не умереть с голода.

Оброк мог определяться из размера подушной подати, исходя из состава семьи крестьянина, или исходя из размера надела. Так как в Средние века принято было платить налог натуральными продуктами труда, то и сеньору, и крестьянам было гораздо проще определить общий размер оброка на деревню, чем высчитывать, когда и сколько каждый из крестьян должен был доставить ко двору сеньора мешков пшеницы, фуражного овса, ячменя, жареных гусей или яблок. Кроме того, и землю было проще обрабатывать сообща. Всё это привело к возникновению сельской общины, когда оброк определяли не на каждое хозяйство в отдельности, а на всю деревню целиком, и все селяне должны были, несмотря на то, хочется им этого или нет, слушаться решения общины.

Похожая публикация:  Загадочный правитель Сибири. Пресвитер Иоанн

Из чего состоял оброк

Оброк состоял из продуктов натурального хозяйства, то есть того, что могло быть произведено крестьянами самостоятельно. Не обязательно представители нижнего сословия должны были быть крестьянами. Известно, что викинги обкладывали данью, своеобразным оброком, лапландские племена, в виде шкур. То же самое фактически делали и российские колонизаторы Сибири. Однако большая часть оброчных поступлений была из того, что крестьянами выращивалось на общинном наделе: хлеба, вина, яблок, фуражного зерна, сена, а также мяса, птицы, корзин, холста, кож, баранов, лошадей, быков, свиней живьём и разных изделий, которые производили сами крестьяне. Кроме того, сеньор мог запретить крестьянам определённые виды деятельности, например, молоть муку на своей мельнице, и они должны были нести ему часть муки в виде платы за помол на его собственной.

В России в Новое время оброк взимался в виде денег. Переход к такой форме оброка ввёл Пётр I. Именно он запретил крестьянам ходить на наёмную работу, всех «вольных людей» приказал либо определить на военную службу, либо закрепить за хозяином, либо сослать на галеры. В дальнейшем был целый ряд указов, позволяющих продажу крестьян без земли, запрет иметь недвижимость в других поселениях, кроме своей деревни, запрет покупать где-то собственность, окончательно закабаливших крепостных и сделавших их наследственным сословием, то есть раньше если сын крестьянина мог стать свободным, уехав в город, то теперь он обязан был работать вечно на своего помещика.

Итогом стало восстание Емельяна Пугачёва. Последствия его были настолько серьёзны, что Россия прекратила войну с Турцией, отозвав оттуда войска и заключив мир на условиях Турции, а конвоировал Пугачёва лично Суворов, стоя под ружьём возле его клетки. Материалы следствия по делу Пугачёва до сих пор частично засекречены, так как там были очень неудобные и для современной России факты и всплывшие документы.

Это интересно: Оброк русский крестьянин должен был платить не только месячину в денежной сумме, но и за то, что женился, выдавал замуж дочь, и даже за то, что умер.

Что означает барщина

Барщина — это феодальная повинность, срок, который крестьяне должны были отработать на пользу сеньора. Также возник в раннее Средневековье. Обычно определялась количеством дней, сколько необходимо было работать в неделю у сеньора и сколько — отрабатывать свои наделы. В Средние века этот срок мог варьироваться от нуля, когда было целиком оброчное хозяйство, до 2-3 дней в неделю. Больше крестьяне физически не могли при том уровне развития средств производства, так как им не оставалось бы ничего для прокорма своих семей. Чем отличается барщина от оброка? Тем, что крестьяне в случае барщины тратили своё время на сеньора.

В более поздние времена, или же зимой, когда крестьянам не обязательно было обрабатывать свои наделы, барщина могла доходить до 5-6 дней в неделю. Обычно работа в воскресенье была под запретом не только со стороны церкви, но и со стороны законодательства. Барщина являлась не оплачиваемым трудом, крестьяне должны были выполнять её бесплатно, никакие расходы в виде еды, дороги, одежды и инструментов при исполнении барщины им также не возмещались.

Похожая публикация:  Лжедмитрий I

Причины возникновения барщины

Главной причиной возникновения барщины было то, что сеньор нуждался не только в каких-то продуктах труда крестьян, но и в собственно труде для обустройства собственного благополучия. Например, ему могли быть нужны люди для постройки замка, углубления рва, транспортировки дров из леса или покупок из города с собственным транспортом. Более квалифицированные работы, в частности, работу в кузницах, ювелирных мастерских, портняжных, скорняжных, доспешных, сапожных или на винодельнях и пекарнях, а также прислуживание при дворе сеньора осуществлялись либо захваченными рабами, либо вольнонаёмными.

Признаки и особенности барщины

Главным признаком барщины является её выполнение зависимыми крестьянами в пользу феодала-сеньора. Также отсутствие платы за работу является вторым её признаком. Особенностей же у барщины могло быть огромное количество.

Характер выполняемых работ мог включать не только строительство замка или ремонт подъёмного моста. Это могли быть разные работы, связанные с доставкой продуктов, а также специфические. Например, феодал пользовался «правом первой ночи» — имел право в качестве барщины переспать с невестой на свадьбе любого крестьянина. Также были унизительные повинности в виде барщины, которые крестьяне должны были исполнять. Например, при приезде одного из настоятелей монастырей в село и остановке там они должны были выходить на болото с палками и всю ночь стучать ими по воде, при этом уговаривая лягушек не квакать и не тревожить епископа.

Так как крестьяне обычно в Средние века очень неохотно занимались подобным трудом, то феодалы всё-таки предпочитали барщине оброк, используя крестьян лишь в случае крайней нужды, например, на строительстве. В России при поместье обычно также жили дворовые крестьяне, по сути рабы, повинность свою они отбывали исключительно в виде барщины, обслуживая потребности помещиков, делая работы по дому, чиня экипажи и занимаясь придворовым хозяйством. Были даже своеобразные крепостные театры, в которых крепостных отправляли учиться в актёрские школы, чтобы они потом устраивали представление на потеху помещику.

Количество дней, которые крестьянин обязан был отрабатывать в качестве барщины, регламентировалось как церковными правилами, так и государственными указами. В воскресенье почти всегда работать считалось грехом. В частности, Павел I в России ограничил барщину тремя днями в неделю. За что снискал, вместе с другими своими нововведениями, нелюбовь дворянства и был убит.

В чем главные отличия между барщиной и оброком

Барщина и оброк, отличие между которыми заключается в том, что если время, затраченное на выполнение барщины, было ограничено, то есть крестьянин не был заинтересован в эффективности труда, то оброк он платил по факту из того, что могло бы пойти на свои собственные нужды, были тяжёлым гнётом для крестьян. Именно это стало причиной замены рабского труда оброчным хозяйством, свободный крестьянин, который работает на благо своей семьи и часть отдаёт сеньору, работает лучше, чем на барщине, где он фактически находится в качестве подневольного раба.

Похожая публикация:  Егор Классен - современник Пушкина - об истории России

Барщина и оброк: в чём отличия 1

Когда были отменены повинности

В Российской Империи крепостное право окончательно закабалило крестьян в 1649 году, когда срок давности беглых был отменён. В частности, до этого крестьянин, который просто ушёл от помещика и отсутствовал 10 лет, уже не считался беглым и мог спокойно вернуться к себе в деревню, правда, уже без земли. Или заниматься другим видом деятельности, например, в городе. Пётр I и другие последующие правители лишь усилили феодальный гнёт, постепенно лишая крепостных прав и свобод. А указом Елизаветы крестьяне фактически стали рабами наподобие африканских негров в Португалии, когда их разрешили продавать без земли.

Впрочем, это могло повлечь полное уничтожение крестьянских устоев, являвшихся основой империи, и крах государства. Поэтому уже в 1804 году Александр I подписывает указ, запрещавших продавать крестьян без земли. Примерно в то же время он отменяет крепостное право и в Лифляндии — губернии на месте современной Латвии и Эстонии. А также в княжестве Финляндском — независимом государстве, являвшимся личным вассалом русского царя.

Однако его последователь, Николай I, лишь усилил феодальные порядки, впечатлённый восстанием декабристов. Главным требованием их была как раз отмена крепостного права. Что характерно, декабристам не нужны были крестьяне — им нужна была земля в собственность, а крестьяне на ней уже в рамках капиталистических методов были бы просто обузой. В итоге страна катастрофически отстала в развитии. Концом терпения стало поражение в Крымской войне, когда развитые капиталистические страны, где не было такого феодального пережитка рабства, Англия и Франция, нанесли сокрушительное поражение Российской империи на её территории, захватив Мамаев курган, затем Севастополь и итогом которой было уничтожение всего Черноморского флота.

Его итогом была юридическая отмена крепостного права в 1861 году Александром II. Однако отменой повинностей это не являлось. Крестьяне обязаны были выкупить землю у помещика за цену, которая вдвое-втрое превышала фактическую цену этой земли на рынке. Так царь подстраховал «своих» дворян, чтобы они не обанкротились от слишком большого количества наделов, выброшенных на рынок и падения цен на землю. Землю можно было выкупить и в кредит — при этом заплатив бешеные проценты Земскому банку. И только в конце 19 века выплаты были отменены, и крестьяне не были обязаны за них выплачивать, хотя и были окончательно разорены.

Заключение

Феодальные повинности являлись очевидной формой рабства и эксплуатации не только одного сословия другим, но и одного человека другим тоже. В России они играли в жизни людей особенно неприятную роль. Чтобы не выплачивать платежи за надел помещику, крестьяне часто вешались, так как у них не было возможности в данном случае прокормить свою семью. Или же устраивали бунты, которые жестоко подавлялись.

В итоге, когда всем стало понятно, что никакие повинности не отменяются, и наоборот, это будет связано с усилением другой эксплуатации, капиталистической, просвещённые люди России поняли, что главными бедами в стране является самодержавие и дворянство. Началась настоящая охота на царей: ни один из них не умер своей смертью с 1861 года. Затем охота открылась также и на членов царской фамилии, исполнителей царских указов. В итоге всё это вылилось в революцию, в результате которой царизм и дворянство были уничтожены окончательно.

Это интересно: Сельскую общину как пережиток феодализма старались сохранить даже в советское время, а работу в колхозе часто воспринимали как «сталинскую барщину». Паспорта колхозникам стали выдавать только в 1974 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.