Нормандская теория жива и по сей день. Одни ее сторонники берут на веру одно, а другие другое. У каждого есть свой взгляд на нее. Основанная в 18 веке – эта проблема до сих пор терзает умы многих людей, и нету той «золотой середины», которая объединяла бы их.
Все началось в начале 18-го века. Когда император и самодержец Всероссийский Петр 1 положил начало развитию в России идей Просвещения, он не пренебрег обновить и русскую систему образования. Отправлять детей дворянских за границу, открывать новые университеты было недостаточно. Нужны были толковые специалисты. Мастера своего дела. Именно в эпоху Петра ко двору приглашались «иноземные учителя» с разных концов Европы. Образованные «умы света», ученые с мировым именем…, которые пришли и подарили яблоко раздора.
Имя дарителя – Готлиб Зигфрид Байер, немецкий историк из Кенигсберга. Как и его коллеги, Герард Миллер и Август Шлецер, он анализировал Повесть Временных лет – исторический памятник Древней Руси, написанный в 12 веке неким старцем Нестором летописцем.
Особенно Байера заинтересовала история о призвании варягов на Русскую землю. Согласно версии первоисточника у славянских племен не было единства. Они устраивали междоусобные распри, подчиняя владения за владением, городища за городищем. Нелегкая ждала и тех, кто видел из-за далеких верхушек деревьев, плывущую по реке, ладью-драккар. Варяги (племена шведов или датчан, называемые на западном побережье викингами) нападали на городские укрепления, уничтожали население, жгли, уничтожали дома, посевы, луга, занимались разбоем и грабежом. Но иногда племена варягов могли договориться с местным славянским населением, и, получив определенную плату, становились воины варяжские в ряды дружинного княжеского войска.
Занимались варяги официально своего рода «полицейской» деятельностью: охраняли порядок в городище и защищали его. Но это было только официально. На самом деле они по-прежнему занимались своим ремеслом. Убивали и грабили местное население. И тогда славяне восстали. Под предводительством некоего воина Гостомысла, они изгнали варягов со словянской земли. Отстояв свою независимость, славяне снова пали в пучину феодальной раздробленности. Племена нападали друг на друга, отбирали владения, убивали, жгли и грабили местное население… Славянская земля залилась кровью. Сначала славяне попытались избрать себе князя – правителя, который смог бы объединить Русь, но это не помогло. Тогда они обратились за помощью к своим давним врагам – варягам. Они упросили тех прийти «княжить и володеть» славянской землей.
И в 862 году предводитель варяжского племени Рюрик с братьями своими Синеусом и Трувором прибыли вновь на славянскую землю, как правители ее. Вскоре братья умерли, и Рюрик стал княжить в Новгороде. Байер не просто уверовал в эту легенду, он открыл некий ящик Пандоры, который вложил в Повесть летописец.
Байер и его коллеги на основании этой легенды сформулировали теорию: государство в Россию было привезено извне, варягами, подобно испанским конкистадорам племени майя. Потомки Рюрика имеют иноземную кровь, а ведь именно они подарили и усовершенствовали государственную систему России. Получается, именно иноземцы сыграли важную роль в становлении Русского государства, в объединении нерадивых и жалких славян.
Теория Байера стала политическим раздором России
За ней подписывались многие. И не только иноземцы, но даже и соотечественники наши, такие как писатель-сентименталист Карамзин. Против этой теории выступил выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он пытался доказать обратную теорию происхождения государства у славян, доказывал, что государственная система была уже создана, просто не хватало сильного стержня для его поддержания. Доказывал, что племя Рюрика, взойдя на берег славянской земли, ассимилировались с ее населением, и, смешавшись, навсегда утратили свои корневые связи с нормандскими племенами. Но эта теория разбивалась вдребезги.
Ведь у норманистов (сторонников Нормандской теории) были на то веские основания верить в иноземное происхождение Русского государства, а у антинорманистов (противников теории), увы, нет. По этой теории было написано немало трудов и работ. И все они сходились в иноземном происхождении государства русского. Особенно в славословии отличаются по этому вопросу до сих пор западные специалисты. Эта теория была взята на веру в Третьем рейхе, и считалась официальным догматом и поводом для вторжения в СССР.
Есть все же люди, готовые не переходить за рамки политических и резких выводов. Современный российский историк Ластовский Геннадий Альбертович считает, что необходимо искать ту «золотую середину», в которой бы уживались и та и другая позиция по данной теории. Не переходить к политическим догмам и взрывным теориям, а рассматривать ту или иную точку зрения, с позиции первоисточника.
И все же эта теория надолго станет камнем преткновения для всех историков современности и далекого будущего. Люди живут не прошлым, а настоящим, а настоящее переделывает прошлое под себя, под свои законы. Но люди должны знать то прошлое, которое было на самом деле, чтобы не забывать под политические дифирамбы себя и свое происхождение.