Операция «Высокий прыжок» была одобрена на самом высоком уровне в правительстве США. Общее руководство операцией осуществлял Министр ВМС, а непосредственное руководство планированием и осуществлением операции были возложены на Командующего ВМС адмирала флота Честера Нимитца (сейчас его имя носит один из самых современных авианосцев США) и его заместителя вице- адмирала Форреста Шермана и контр- адмирала Роской Гуда.
Берду, пришлось приложить много усилий, чтобы убедить правительство США (используя свои личные связи на самом высшем уровне), послать экспедицию от имени правительства США и тем самым заявить об интересах Америки в Антарктиде. Ну а если дело касается американских интересов, то военно-морской кулак — лучший аргумент.
Теперь о целях экспедиции. Черчиль произнесет свою речь, ознаменовывающую начало холодной войны через четыре года, но в умах военно-политического руководства Запада уже витал дух не только холодной войны, но Третьей мировой.
Группировка ВМС уже была на пути в Антарктиду, как Президент США Трумен выступил с речью, в которой он изложил свою доктрину, получившую название «Доктрины Трумена«, которая призывала к задерживанию распространения коммунизма, в том числе военными средствами.
Главным противником в этой войне, естественно был СССР, а в качестве возможного театра военных действий в будущей войне рассматривался район приполярных и полярных областей СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА.
По поводу тайн, которые, якобы, окружают антарктическую экспедицию Ричарда Бёрда 1946-1947 годов, существует и весьма скептическое мнение, суть которого заключается в том, что никаких чрезвычайных происшествий в её ходе не наблюдалось. Просто люди любят всё таинственное, загадочное, а потому и стремятся находить «теории заговора» даже там, где их нет.
Официальные цели экспедиции Бёрда
Не все цели, некоторые:
-дать практику командирам и штабам в организации и ведении боевых действий в полярных районах.
-отработать вопросы судовождения и навигации в полярных районах в зависимости от ледовой обстановки.
-тренировать экипажи штатных авиационных средств кораблей ведению ледовой разведки.
-проверить на практике возможности использования авианосцев для доставки и применению тяжелой бомбардировочной и разведывательной авиации .
-провести практические тренировки по взлету и посадки тяжелых самолетов разведчиков с палубы авианосца с использованием ракетных ускорителей.
тренировать экипажи тяжелой авиации оборудованной колесно-лыжними шасси в использовании полевых ледовых аэродромов.
-тренировать экипажа в использовании разведывательного оборудования для аэрофотосъемки местности.Провести аэрофотосъемку больших районов Арктики в интересах подготовки и изготовления карт.
-троверить на практике возможности использования подводных сил в полярных районах в условиях быстро меняющейся ледовой обстановки.
-отработать вопросы поиска и уничтожения подводных лодок противолодочной авиацией.
-проверить возможности по высадки морской пехоты на лед и совершению марша на длинные расстояния .
-оценить возможности использования транспортеров морской пехоты в условиях низких температур.
-тренировать инженерные подразделения в проведении инженерно-строительных и подрывных работ в условиях экстремальных температур.
Состав экспедиции
Всего в состав экспедиции входило 13 кораблей ВМС , в том числе:
- авианосец « Филлипин Си». Обычно на его борту базировалась авиа группа в составе 91 самолета и 2682 человек экипажа.
- два эскадренных эсминца DD-868 «Броунсон» и DD-785»Хендерсон.Всего вместе 672 человека экипажа. Даже в мироное время авианосцы не ходят в одиночку и нуждаются в кораблях охраны.
- подводная лодка SS 408 « Сеннет», 60 человек экипажа по штату мирного времени.
- авиационные тендеры AV7 «Керритак « и AV12 «Пайн Айлэнд», Всего 2494 человека экипажа и шесть самолетов. По штату они несли по две эскадрильи патрульных самолетов- пикирующих бомбардировщиков ( каждая по 12 самолетов), но в этом походе имели только по три самолета амфибии «Мартин Марин».
- транспорты АКА-97 «Меррик» , и АКА-93 « Янсей» ,всего 808 человек экипажа.
- ледоколы WAG 282 « Нордвинд» и WAG 283 Бэртон Айленд», всего 632 человека.
- танкеры « Канистео « и « Какапон»,всего 128 чел.
- десантный командно – штабной корабль «Маунт Олимпус», всего 507 чел. экипажа и 368 чел. персонала штаба, который на борту отсутствовал. Вместо него на борту было небольшая группа представителей командования ВМС, ВВС, Морской пехоты, саперы, ученые, корреспонденты и специалисты .
Всего в экспедиции, как отмечал адмирал Берд, участвовало свыше 4000 человек.
Главная группировка была разделена на три группы: Восточную, Центральную и Западную. Задача Восточной и Западной группы, каждая из которых имела в своем составе авиа тендер с самолетами амфибиями на борту, была пройти как можно дальше вдоль побережья с целью его исследования и провести аэрофотосъемку, отрабатывая при этом и чисто военные задачи, поставленные командованием ВМС.
Центральная группа, составлявшая ядро экспедиции, имела целью организовать полевой аэродром и базу в районе Бухты Китов Моря Росса, с которой провести аэрофоторазведку континентальной части Антарктиды. Побережье Моря Росса в течение столетия считалось лучшим путем для высадки экспедиции для исследования континента.
Ожидалось,что это позволит охватить исследованиями весь периметр побережья континента и узнать о нем больше чем за все предыдущее столетие.
Что остановило адмирала Берда?
Вот тут то и начинаются загадки. Одни пишут, что экспедиция столь внушительных сил была запланирована на шесть месяцев, но продлилась лишь несколько недель. Другие пишут, что не было таких длительных сроков в планах Бёрда.
Появляются свидетельства якобы очевидцев и участников о том, что видели непонятные летательные аппараты (подумали, что русские, конечно). В Рунете можно найти ссылки на свидетельства жены прославленного контр-адмирала, которая, вроде бы, читала его бортовой журнал. Из этих записей Бёрда, о которых стало известно как бы со слов его жены, следует, что он в ходе антарктической экспедиции 1946-1947 годов вступил в контакт с представителями некой цивилизации, которая намного опередила земную в своём развитии. Жители антарктической страны освоили новые виды энергии, которые позволяют запускать двигатели транспортных средств, получать продукты питания, электричество и тепло буквально из ничего.
Представители антарктического мира сообщили Бёрду, что они пытались вступить в контакт с человечеством, но люди относились к ним крайне враждебно. Однако, «собратья по разуму» всё ещё готовы помочь человечеству, но только в том случае, если мир окажется на грани самоуничтожения.
Как бы там не было, фактом остается то, что после возвращения Бёрда в США и его отчёта в Вашингтоне все журналы экспедиции и личные дневники контр-адмирала были изъяты и засекречены. Они остаются засекреченными и по сей день, что, конечно же, даёт пищу бесконечному потоку слухов и домыслов. Понятно, почему: если дневники Ричарда Бёрда остаются засекреченными уже более 60 лет, значит, есть, что скрывать.
Свидетельства очевидцев
Впрочем, имеются и вполне прямые свидетельства очевидцев о том, что происходило во время Четвёртой антарктической экспедиции США 1946-1947 годов. Генри Стивенс в упоминавшемся выше исследовании приводит следующие данные. Для того чтобы придать правдоподобность версии об исключительно научных целях этой экспедиции Ричарда Бёрда, в её состав была включена небольшая группа журналистов из разных стран. Среди них был корреспондент чилийской газеты «El Mercurio», выходившей в Сантьяго, Ли ван Атта (Lee Van Atta). В номере от 5 марта 1947 года за подписью ван Атта была опубликована небольшая статья, в которой были процитирована слова контр-адмирала.
В первых же абзацах статьи её автор писал: «Сегодня адмирал Бёрд сказал мне, что Соединённые Штаты должны принимать эффективные меры защиты от вражеских самолётов, прилетающих из полярных областей. Далее он объяснил, что у него нет намерения ни кого пугать, однако горькая реальность состоит в том, что в случае новой войны Соединённые Штаты подвергнутся нападению летательных аппаратов, перелетающих с фантастической скоростью с одного полюса на другой.
Что же касается недавнего прекращения экспедиции, Бёрд заявил: наиболее важным её результатом является выявление потенциального эффекта, который будут иметь для безопасности Соединённых Штатов сделанные в её ходе наблюдения и открытия».
Скептики отмечают другую сторону этой экспедиции — приближаясь к Антарктике, корабли неожиданно встретили ледяное поле шириной 1000 км. При этом, в наличии был только один ледокол «Нортвинд», что существенно задержало всю группу.
Несмотря на то, что Восточная группа заняла свои позиции и начала полеты авиации над континентом в конце декабря 1946 года, Центральная группа в условиях тяжелой ледовой обстановки не смогла начать оборудование базы до 15 января 1947 года.
Наступала зима и погода начала резко ухудшаться , а поэтому все работы были свернуты 23 февраля , что успеть выйти на чистую воде без повреждения судов. К этому времени подошел ледокол «Бэртон Айлэнд» и помог в проводке судов.
Странно, но очень немногие исследователи (в их числе — Джозеф Фаррелл) обращают внимание на факт, лежащий буквально на поверхности. Экспедиция Ричарда Бёрда в Антарктиду была поспешно свёрнута 3 марта 1947 года. А уже с середины мая 1947 года в небе США чуть ли не в массовом порядке начали наблюдаться неопознанные летающие объекты — НЛО….