Водяного у славян издревле почитают. От дедушки-Водяного зависит, будет ли рыба ловиться, а мельницы – зерно молоть. Сказывают, и пасечникам Водяной помогает, потому ставят пчелятники ульи подле реки. В День Водяного духа воды привечали, всюду старались Водяника уважить подарками и добрым словом. О том, когда встречают день Водяного, какие традиции праздника сохранились на Русском Севере, сказ наш пойдет.
Водяной у славян: дух озер и рек
Сказывают, живет Водяной-батюшка в каждом озере, речке, даже в родниках и ручьях есть Водяной. Зимой-то Водяной у славян на покой уходит. По весне, в День Водяного в начале апреля хозяин вод просыпается: лёд на реках ломается, шум, треск стоит.
Водяной у славян строг, нравом крут, а без него никак не обойтись. Сказывают, может он рыбу приманить, чтобы богатым улов был, а может и увести её из реки или озера, коли люди с Водяным дружбу не ведут. По весне может Водяной затопить дома да поля, коли не задобрить его. Потому в день Водяного рыбаки, пасечники, мельники, крестьяне, чьи дома стоят подле воды, первым делом к хозяину ближайших рек и озер обращались.
Непременно задабривали Водяного у славян мельники, у них с Водяником отношения особые. Мельница водой стоит, да от воды же погибает. Не будет воды в реке, не крутиться мельничным жерновам. Будет воды слишком много – разрушит бурный поток мельницу, стоящую на берегу реки. Умелые мельники, сказывают, знали, как с хозяином реки дружбу водить. Не только в День Водяного, а и в иные дни дары ему приносили.
Чтили Водяного и пасечники. Не знамо от чего, на берегу рек пчелы мёда больше приносят. Потому пчелятники, приметившие это, стали ульи вдоль реки ставить, а в начале апреля, в день Водяного, приносят реке в дар остатки меда. Свежий мёд в дар Водяной у славян получает на медовый спас. Уж тут не скупятся, из каждого улья отдают немного лучшего мёда реке.
Северные традиции встречи дня Водяного
Водяного у славян всюду почитали, а всё же в каждой местности особенности свои были. У поморов, на Русском Севере, к Водяному отношение особо уважительное. Уж очень многие промыслы у нас зависят от милости хозяина рек да озер.
День Водяного встречают 3 апреля. Зовется этот праздник иначе Водопол, День пробуждения Водяного, Праздник Рыболовов. В это время дедушка-Водяной просыпается от зимнего сна, голодный да злой. Потому надобно сперва задобрить его гостинцами, а уж после можно начинать богатую апрельскую рыбную ловлю.
Задабривали Водяного у славян, выливая в воду растопленное масло, кормили Водяника хлебом, первую пойманную рыбу в день Водяного отпускали обратно, показывая, что не возьмут от озера или реки рыбы больше, чем надобно.
На Севере вот что сказывают о правилах встречи дня Водяного:
Почозеро [Когда в первый раз едут на ловлю, берут с собою яйцо, чаю и сахару и опускают их в воду, приговаривая с лодки.] Царь морьской, цяриця морьская, подай, Восподи, рыпки и наведи, Осподи, на рыбную тоню, на приловную приволоку!
Кенозеро [Взять старый женский колпак и узелок табаку и опустить их в воду, приговаривая.] Вот тибе, цярь морьской, табаку, а тибе, цяриця морьска на голову колпак, я вам не жалела, дала, и вы мне дайте рыбы!
Дак вот я иногда разговариваю с водяным: «Водяничок, а водяничок, вот давно щучки не ели, ребята щучки захотели!». Вот так. Попадает мне щучка. Дак вот идешь, дак приветствуешь тоже его, и я вот, например, на рыбалку поехала, аха, ветер, не знаю, как все это тут пустить. Еду, еду… «Водяничок, ну-ка скажи, где мне сеточку-то поставить? Чтобы рыбка была?». Едешь, едешь, вроде тебя кто-то как толкнет. Останавливаешься на этом месте, ставлю сетку. Ну и нормально, помог… это сетка стоит. Одной вообще же трудно.
После дня Водяного пойдет у поморов апрельская рыбная ловля. Весенний лов – один из самых крупных. Так о нем говорят:
«Лов этот истинный праздник: старый и малый в это время на воде …кипит там изумительная деятельность: простые саки, сачки пускают вдело, невода едва не рвутся от множества рыбы. Крик и шум, смех и брань…». (Писатель и этнограф С.В. Максимов)
Что ещё сказывают о Водяном у славян?
О дедушке-Водяном много сказок на Севере складывают. Вот чудесная сказка из книги «Что знают Люди?», как раз о том, как гневается Водяной у славян, коли не задобрить его честь по чести:
— Ой, верить бабушкиным сказкам! — сначала засмеялся один мальчишка, а за ним и остальные. — Скажешь ещё, что Водяной из Солзы посуху в море перебрался! — тут уж все засмеялись, вспомнив нелепого старичка с зелёной бородой, который временами высовывался по пояс из речного потока и строил детям смешные рожицы.
Стали дети жемчуг собирать, а один мальчишка с палкой стал рыбу гонять.
— Какая нынче молодёжь! Оторви да брось! — страдал Водяной, пытаясь заснуть и поспать за большим камнем.
— Все уроки старших позабыли! Пришли ко мне в гости, а поздороваться честь по чести забыли! Так-то, конечно, поклонились и здравия мне пожелали, так ведь верчу мне не предложили! Вон, пирогами-то сами угощались, с капустой, верно, прирожки… Эх! — тут Водяной решил оторваться от тяжких дум и ещё раз взглянуть на то, что делается в хозяйстве.
— Ааааа! Что творит бездельник!!! Рыбу с икрой пужает!!!
Всё, это край! — и тут Водяного прорвало, как, бывало, прорывается вода сквозь плотину — с рёвом, с брызгами, неукротимо и беспощадно. Потемнело небо, стала холодной вода в реке, а ели зашумели верхушками, будто о чём-то упреждая ребятишек. — Эй-эй, — замахала ребятам с берега Градиша, выплюнув последние перлы в уже наполненный туес. — Вертайтесь на берег, что-то нечисто! Водяной, что ли, гневается!
И впрямь! Пошли по реке буруны, будто вся речка стала с перекатами, притихли птицы, затаились у дна рыбы, даже перловницы постарались сомкнуть створки поплотнее. Никому не поздоровится, если Хозяин в гневе! А Меньшого как подкинет струя воды выше правого крутого берега!
А потом как ринется вода вниз и как расступится до самого дна речного! И как грохнется с высоты малец затылком об обнажившиеся камни! И охнуть не успела сестричка, как вода залила бесчувственного уже братца с головой. Обозлённый Водяной, махнув ручищей, больше похожей на ласты у бобра, растворился в воде.
Ушёл, значит, поглубже и сделал вид, что наказал мальца справедливо. Дети бросились к телу дружка, поскорее положили его на берегу и бросились приводить в чувство, а всё без толку. Тот лежит — ни жив, ни мёртв. Девчонки слезами заливаются, мальчишки орать друг на друга начали, выясняя, кто виноват.
Нужен ли день Водяного нынче?
В нынешние времена живем не в столь близком родстве с природой, как в старину. Водяной у славян для многих остался лишь забавной байкой, страшной историей для непослушных детей, чтобы не шалили они на воде, не купались без пригляда взрослых.
Меж тем, сказывают, дедушка-Водяной живет в каждом озере, реке, родничке да ручейке. Верить в то или нет, вам решать. А всё же тем, кто отправится весной на рыбную ловлю, советуем в день Водяного или в другое время вспомнить старинные традиции, уважить хозяина рек и озер добрым словом да гостинцем. Да и тем, кто живет подле озер и рек, зависит от их милости, уважить Водяного не помешает. Пусть день
Водяного станет для вас праздником, напоминающим о том, что мы всё ещё живем рядом с природой!
А тем, кто хочет характер Водяного да других славянских Духов понять, быть может, научиться и с природой договариваться, просить о помощи в делах, подскажет «Северная сказка» вот что. Есть у нас волшебные книги славянских сказок, уж в них характеры Богов да Духов верно переданы, кто умеет видеть, поймет. А с природой разговор вести – это уже наша северная магия, и ей обучиться можно.