Доклад на Первом международном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года Елена А. Миронова, к. фил. н., доцент, «Organizmica», № 2 (14), 2008 г.
Подписка на журнал «Organizmica» в каталогах:
«Роспечать» — 82846; «Пресса России» — 39245
Гипотеза о протоязыке, существовавшем во времена палеолита, слоги которого сохранились в географических названиях по всему земному шару, выдвинута нами на основе предшествующих исследований ученых-лингвистов, историков, археологов, эпиграфистов: Р.А. Агеевой [1], В.И. Бибиковой [2], В.И. Георгиева [5], А.Б. Долгопольского [6], Э.Ф. Молиной [7], Э.М. Мурзаева [8], М.Н. Мельхеева [9], Б.А. Рыбакова [10], О.Н. Трубачева [11], В.А. Чудинова [12 – 13], а также работ С.А. Старостина, А.Х. Востокова, В.М. Илича-Свитыча и др.
По наблюдениям многих ученых, занимающихся топонимикой, в географических названиях Европы, России, Азии присутствуют части – слоги или форманты по А.Х. Востокову, которые повторяются в разных языках с незначительными фонетическими различиями (в слогах между двумя согласными могут стоять разные гласные: кар-кър, кат – кот/cot), и обладают одной и той же семантикой. Так А.Х. Востоков выделил форманты га, ва, ба – в реках Сылва, Колва, Нева, Волга, Эльба, Лаба и т.д. а также сочетание дн. Перечисленные форманты в древности обозначали воду. Р.А. Агеева тоже обращает внимание на формант дн – как «дно, русло» в названиях рек [1].
Слоги, о которых речь пойдет ниже, обнаруживаются не только во многих индоевропейских языках, но и в языках других семей – картвельских, уральских, семито-хамитских, тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских, дравидийских. Следовательно, древность данных слогов бесспорна и ведет нас к гипотезе о существовании единого протоязыка, остатками которого и являются такие слоги. Протоязыка, распространенного в свое время не только на территории Евразии, но и на других континентах. Время его существования приблизительно 40000 лет назад [см. схему «Языки мира» – ред.]. Остатки этого реликтового языка сохранились в названиях природных объектов, особенно крупных – гор, рек и озер. Кроме того, данный язык сохранился и в наскальных рисунках в виде слогового письма [12 – 13] – знаки в виде черточек вплетены в рисунки животных, поэтому нет сомнений в том, что именно такими словами были названы те или иные животные или орудия труда и охоты. Рисунки с такими надписями обнаружены в пещерах Европы, Кавказа, Европейской части России и надежно датированы археологами с помощью радиоуглеродного метода каменным веком.
В эпоху, когда происходило становление языка, отправление обрядов являлось неотъемлемой частью жизни первобытного общества. Люди, посвященные в таинства, имеющие знания о рунах (о способе написания магических формул удачной охоты на стенах пещер) выделялись в касту жрецов и именно они, являясь носителями и передавая из поколение в поколение таинственные знания, влияли не только на становление общих религиозных представлений, но и на становление древнего языка, поскольку именно с деятельностью касты жрецов связывают унифицирование языка (гипотеза Пизани) [14].
Откуда вообще могли прийти к древним людям идеи о письменном воплощении окружающих их реалий: красок, форм, звуков живой природы и их собственной речи? Краски природы они могли передать в рисунках с помощью красок растительного и минерального происхождения. Образы животных также можно было передать благодаря наблюдательности. Но часто образы животных сопровождаются на палеолитических картинах непонятными знаками в виде черточек, которые очевидно, с легкостью «читались» людьми каменного века. «Многочисленные знаки на стенах пещер и на бытовых предметах свидетельствуют о той ступени развития мышления, на которой появляется абстрагирование, умение лаконичным графическим символом выразить сложные понятия. Символы умели писать и умели читать, так как иначе не было смысла так щедро размещать их посреди рисунков» [10].
Данное письмо было прочитано в наши дни проф. В.А. Чудиновым (свыше 2000 расшифровок). Ученый назвал письмо руницей и создал его силлабарий, в котором преобладают знаки для согласных вместе с гласными (слоговое письмо). Гласные представлены в виде вертикальных или наклонных черточек, поэтому их качество (степень подъема, ряд) уже невозможно проверить. «Именно в этом, прежде всего, можно усмотреть огромную древность данного типа письма – полную неразличимость отдельно звучащего гласного звука».
В одной из надписей, прочитанных В.А. Чудиновым, (изображение мамонта в пещере Руфиньяк) написано: «МАМОНТА РУНА». Исходя из этой расшифровки, ученый полагает, что руны были даны людям мамонтом. Но каким образом это произошло? Каким образом мамонт мог быть для древних людей богом, да еще и дать им письменность? Ответ мы находим в археологическом исследовании В.И. Бибиковой, которая в 1965 г. сделала научное открытие о происхождении меандрового узора (узор, составленный из соприкасающихся и надвигающихся друг на друга ромбов), которым древние люди покрывали свое тело в виде татуировок. Позднее этот узор сохранился на глиняной посуде, на фресках и вышивках. Открытие В.И. Бибиковой состоит в том, что поперечный или косой срез мамонтовой кости образует на поверхности любого изделия ковровый или меандровый узор [2]. Вполне вероятно, что повторяющиеся черточки дентина кости мамонта древние люди принимали за некие послания, поскольку они наделяли душой все окружающие их объекты. Они полагали, что мамонт «говорил» с ними с помощью своих узоров. Отсюда велика вероятность копирования древними людьми ромбиков, черточек, зигзагов, косых линий, то есть узоров дентина кости мамонта для обозначения основных понятий на письме.
Те татуировки, которые наносились людьми каменного века на свои тела, несли в себе послание окружающим – мы такие же сильные, здоровые и мощные, как мамонт. По словам В.И. Бибиковой, меандровый узор является сознательным воспроизведением первобытным художником естественного облика мамонтовой кости, это выражение «представлений о мощи, силе, благоденствии», связанных с мамонтом как главным источником пищи, а, следовательно, и благоденствии [2]. Следующий шаг в создании письменности, по нашему мнению, был логически обусловлен перенесением узоров/знаков дентина мамонта на поверхности пещер, в которых жили люди каменного века, с намерением передать сообщения.
Таков, на наш взгляд ход изобретения людьми палеолита письма. Устойчивость меандрового узора и обычая покрывать свое тело, а позже глиняные и другие изделия таким узором поражает. Мы нашли подтверждения этому, отстоящие друг от друга на тысячи лет: находки в Мезине (Украина, Чернигов) – поздний палеолит (фигурки Матери-Прародительницы из кости мамонта, покрытые меандровым узором) [4] и похожие глиняные фигурки из Луки-Врублевецкой (Украина, Каменец-Подольский) – 4 тыс. лет д.н.э. (неолит), на которых также сохраняется меандровый узор [3]. Об устойчивости ромбического орнамента в мезолите и неолите также говорит и Б.А. Рыбаков [10].
Если устойчивость узора на протяжении тысячелетий и в разных местностях, населенных одним и тем же этносом (носителем такого культа) так непоколебима, то возможно предположить, что и слоги языка сохранялись на протяжении тысячелетий. Наличие самого древнего субстрата в современных языках и топонимии разных народов, по словам Р.А. Агеевой, не должно удивлять, поскольку в обозримый период времени языковой субстрат вообще не может исчезнуть, не оставив отчетливых следов [1]. Во многих топонимах языковой древний субстрат (остатки языка народов, живших исконно на территориях, подвергшихся впоследствии освоению другими народами и племенами) проявляется в гидронимах (названиях рек), названиях горных цепей, перевалов и других крупных географических объектах. Например, по данным «Историко-этнографического атласа Сибири» (1961), в этнографических особенностях населения Алданского края наличие древнего субстрата подтверждается, о чем свидетельствуют также и типы оленного транспорта, жилища, верхней одежды, орнамента.
В нашем исследовании географических названий с древними слогами интересно то, что слоги из палеолитических источников объединяются с древними формантами в топонимах, дошедших к нам из глубины тысячелетий, либо в неизменном виде – как комбинация древних слогов как таковых, либо приобретая аффикс местного языка. Далее будут рассмотрены в алфавитном порядке все обнаруженные нами слоги протоязыка и подробно рассмотрена их семантика.
Нами были выявлены следующие древние слоги, сохранившиеся в мировой топонимике – АР, ВАР, ДН, ДЖА, КАР, КАЛ, СУ, ТУЛ. Список обнаруженных слогов, приведенный в данной статье, далеко не полный, однако слоги со следующими чередованиями: АН, АЛ, ДИЛ, БРХ/БРШ/БРЧ а так же ПРГ, БЛХ/ВЛХ, ТРБ/ТРП, ЛОД, СЛН еще нуждаются в проверке и обосновании. Поэтому в данной статье мы дадим комментарии к повторяющимся особенно часто и образующим наиболее частотные комбинации между собой слогам.
Несмотря на то, что существовало базовое понятие, которое было выражено в звуковой форме в данных слогах, с течением времени на этот базовый смысл наслаивались смежные понятия и слоги приобретали универсальность своей семантики.
Так, слог АР обозначает следующие понятия: arya – санскр. 1. 1) благородный, 2) верный 3) дружественный 2. arya m. представитель одной из трех высших каст [15]. Кроме данного значения этот слог называет сторону света – «север», поскольку у монголов этот слог обозначает следующие понятия: «север, задняя сторона, обратная сторона» (монг.) [8]. Он присутствует в следующих географических названиях: Аранские острова – Aran Islands (Ирландия), о. Арран – Arran Island (Великобритания), г. Арра (Кот-Д’Ивуар), г. Аргунгу (Нигерия), г. Аррах (Индия), о-ва Ару (Индонезия), г. Арауре (Венесуэла), г. Арасена (Испания), г. Арад (Румыния), гора Аркану (Ливия) и многие-многие другие.
Примечательно то, что данный слог входит также и в несколько санскритских слов:
arka – m. 1) луч 2) солнце 3) бог солнца 4) гимн 5) песнопение 6) певец 7) вид дерева;
arc – 1) сиять, излучать 2) петь 3) воспевать, восхвалять 4) уважать, почитать 5) приветствовать;
arcana – n. уважение, почитание;
arjuna – 1. светлый, белый 2. герой «Махабхараты»;
arana – 1) далекий 2) чужой;
arani – f. дощечка для добывания огня трением [15].
Из значений перечисленных слов видно, что основными семами являются – «сиять», «излучать свет», «порождать уважение к себе», то есть, быть «светлым», «благородным», быть арием, в то же время быть «чужим» и «далеким», а также имеется производное значение – «служить средством получения огня». То есть, в большинстве слов присутствует древнейшая сема – «свет».
В географическом смысле данный слог сохранился в слове «арка» — казах., уйгур. – 1. «спина, хребет», 2. «удлиненная возвышенность, длинный водораздел, горный хребет» [8]. Э.М. Мурзаев считает наличие лексем со значением частей тела человека и животных в географической терминологии глобальной топонимической закономерностью [8].
В многочисленных географических названиях, в которых сохранился данный слог, по нашей гипотезе, он обозначает землю, либо принадлежавшую ранее ариям, либо открытую ими; кроме того, географический объект, к которому можно применить понятие «светлый», а также, возможно, географический объект, находящийся на севере. Племена, которые освоили земли с «арийскими» названиями, оставили в них ключевой слог принадлежности – АР.
Следующий по частотности употребления в географических названиях слог – КАР (КР с различными гласными) – имеет следующие значения: «черный», «темный». Еще компаративист А.Б. Долгопольский в 1967 г. заметил, что этот корень обнаруживается в индоевропейских языках, в тюркских, монгольских, японском, дравидийских и семито-хамитских. Кроме того, в индоевропейском существовал и корень *ker – «кора, кожа». Вследствие морфологических чередований он выступает в виде *ker-, *kor-, *kr-. В болгарском языке слово кър обозначает «пашня». Этот слог находится в русском слове кора, в латинских словах corium – «кожа» и cortex – «кора». В семито-хамитских языках (а именно, в арамейском) слово q?rum означало «кожа, кора», в кушитском языке сахо (Эфиопия) слово engiro также обозначат «кора», в чадском языке муби (Республика Чад) слово kuroro означает «скорлупа». Ученый пишет: «Получается совпадение между индоевропейскими языками и семито-хамитскими. Такое совпадение в двух семьях может быть, разумеется, и чисто случайным. Но когда тот же корень мы находим и в финском kuore «кора», и в монгольском korisu «кожа», и в древнетюркском gaz «кора» (где z из древнего смягченного r), и в грузинском kerki «кора» и т.д., тут уж всякие разговоры о случайности придется оставить [6].
Перечисленные значения одного и того же слога в большом количестве языков из разных семей можно свести к четырем: «черное», «кожа», «кора», «пашня» (земля). По нашему мнению, он обозначает также сторону света – «юг», поскольку люди с темной кожей жили именно в южных землях. В географических названиях слог представлен чрезвычайно широко – названий со слогом КАР, стоящим только лишь в начале слов – 430 (Иллюстрированный атлас мира, 2006), а ведь есть еще названия с данным слогом в конце и в середине слов. Вот только небольшая часть названий со слогом КАР: г. Кортала (Судан), вулкан Картала (Коморские о-ва), г. Карталы (Челябинская обл.), г. Картаго (Колумбия), г. Карвар, г. Карор (Индия), г. Карора (Венесуэла), г. Карора (Эритрея), г. Каранави, г. Карангас (Боливия), залив Корковадо (Чили) и мн.др.
Рассмотрим слог ВАР. На санскрите он обозначает следующее: var- «вода», а также «бурлящая вода, кипеть, переходить из одного качества в другое». Есть также санскритское слово variraci – 1) изобилие воды 2) море [15]. В венгерском языке, принадлежащем финно-угорской семье языков, данное слово-слог обозначает «крепость, замок». И в настоящее время в Венгрии есть много городов, в названиях которых сохранился данный слог: г. Дунайварош, г. Домбрвар, г. Капувар, г. Капошвар и др. Однако все эти города стоят на реках.
Гидронимы с данным слогом в мировой топонимике многочисленны и присутствуют на всех континентах: оз. Вара (Россия), р. Вара (Центрально-Африканская Республика), р. Варда (Архангельская обл., Россия), оз. Вирандозеро (Карелия, Россия) и др. Города на озерах и реках: г. Варандаб – на реке (Эфиопия), г. Варен – на озере (Германия), г. Варен – на берегу Тихого океана (Индонезия), Лоухивара, Рийхиваара, Куйккавара, Хааповаара и др. (города на реках в Финляндии), г. Нуси-Варика – на реке (Мадагаскар), г. Каньивар – на реке (Китай), г. Лодвар – у слияния двух рек (Кения), г. Бхилвара, г. Бхубанешвар – на реках (Индия) и мн. др.
Слог ДН, как уже было сказано, обозначает «дно, русло реки» — то есть вода в несколько другом качестве, вода, текущая спокойно. Мы наблюдаем этот слог с какой-нибудь гласной в составе следующих гидронимов не только на территории России и Европы, но также и на остальных континентах земного шара, не только в названиях рек, но и городов, стоящих на таких реках: Абердин (город у слияния двух рек, Англия), Данане (город на реке в Кот-д’Ивуаре), р. Данде (Ангола), р. Ниандан, р. Донга (реки в Гвинее), Донгалс, Тондано (города на берегу Тихого океана, о-в Сулавеси), Маданг (город-порт, Папуа-Новая Гвинея), Ускудун (город в Аргентине, рядом маленькие озера) и др.
Слог ДЖА обозначает «простор», также и «водный простор» и встречается во многих топонимах, чья этимология затемнена и не выводится ни одним ученым. Например, в слове Суджа мы встречаем сразу два реликтовых слога: СУ и ДЖА. Слог СУ на санскрите обозначает следующее:
II. 2) обладать силой или верховной властью;
III. 1) придает слову высшую степень качества 2) хороший, прекрасный [15].
Перечислим топонимы с двумя этими слогами: уже упоминавшийся г. Суджа в Курской области, еще одно похожее название: г. Сунжа (РФ), г. Сумджам (Индия), г. Судзара (Италия) и г. Сукараджа (Индонезия). Если исходить из значения каждого слога в данных топонимах, то все они обозначают «нечто высшее над простором, водным простором». А топоним Сукараджа (СУ – КАРа – ДЖА) еще и «нечто высшее над черным простором». Все данные города находятся либо высоко в горах (г. Сумджам), либо занимают место на возвышенности, перед которой расстилается равнина (г. Суджа). Поэтому данная нами этимология представляется более верной, чем если бы мы вывели значение перечисленных топонимов из еще одного значения слога СУ – в тюркских языках этот слог обозначает — «вода».
Чрезвычайно частотен в употреблении слог ТУЛ, который также обозначает воду во многих языках, но в данном случае мы имеем различные виды водных источников. Интересное исследование провела Э.Ф. Молина в 1973 г. История данного слога прослеживается ею со времен Шумера, на языке носителей этой цивилизации слог tul обозначал «море». Отсюда лат. tullius – «фонтан». Баскские формы (реликтовый язык, сохранившийся в Испании) talats – «жидкость, бьющая фонтаном из сосуда, если притронуться к нему», talat – «мокрый», talatu – «окунуться» В тувинском языке есть слово тулаа – «болото, топь». В хакасском языке слово тул обозначает рыбу, а сложное тулгор – «пруд». Композит talab в аф-ганском языке имеет значение «водоем». В латинском языке tullium это также дом с колодцем, «который мы должны представить себе как здание с выходом минеральной воды» [7].
По нашим наблюдениям, данный слог присутствует в современных названиях городов, стоящих на берегах рек, побережьях озер, морей и океанов и являющихся портами: г. Тула (РФ), г. Талькауано, г. Тальталь (Чили); г. Тауланару, г. Тулиара (Мадагаскар); г. Талара (Перу), г. Талавера, г. Толедо (Испания), г. Телон-Ансон (Малайзия); г. Толька (Ямало-Ненецкий авт. округ), г. Туле (запад. поб. Гренландии), г. Тулак (Афганистан), г. Тулуза (Франция) и мн. др. Этот слог можно встретить и в названиях самих водных источников: оз. Туларе, Калифорния, США; р. Тулон, север Канады; оз. Телли, север Канады; р. Тел, Индия; р. Тольтен, недалеко от океана, Чили; р. Тола, Монголия и др. Из чего можно предположить, что слог ТЛ в разной огласовке, то есть, при подстановке разных гласных между согласными Т и Л обозначал в древнем протоязыке понятия: «город-порт» и «вода» или же: «город-порт, стоящий на воде», в котором пришвартовывались или притулялись древние суда. Кроме того, в русском языке сохранилось слово «утолить» с данным корнем.
Слог КАЛ встречается в расшифровках В.А. Чудинова надписей так называемой Каменной Могилы на реке Молочной в 18 км от Мелитополя (Электронный ресурс). В результате расшифровки, ученому удалось прочитать надпись, сделанную руницей. Сначала было прочитано слово РЪКАСЕ, совпадающего с реконструированной индоевропейской формой РКАС (от слова РЫК – РЫКУН, РЫЧУН) – речь идет о медведе, поскольку надпись была сделана на чуринге – камне, похожем на медведя. Вся надпись гласила следующее: РЪКАСЕ, ЧАДЕ! ВОЙДИ, ДИВЫЙ, СЬВЫШЕ ВЬ СЬВЫЕ НОВЕ, ВЬНЕШЬНЕ ЖИЛИЩЕ! ВОЙДЯ, ВЕРНИСЬ, РЫЧАШЕ ВЕЩЕ! И ХОДИ ВО ГОРУ, И ЖИВО СО КЪРУЧИ ВЫЙДИ! ХЪДИ НЪ ЖЕРЬТЬВУ НАВИ И ЖЕРЪТЬВУЙ КАЛЪ! ПОЛОЖИ НА ГЪРУДЬ ГЪРУДЫ КАЛА ЛЕСЬНОГО! ДАЛЕ ВОЛОКИ ДЪХЪЛЯТИНЕ КЪ ЖИВОТИНЕ! В.А. Чудинов пишет: «Здесь почти нечего переводить, настолько все понятно; возникает недоуменный вопрос: неужели так говорили в седой древности? Не составлены ли надписи в более позднее время как дань памяти прошлому? Как бы там ни было, но из текста следует, что в жилище медведь как бы приобщается к нави, подземному миру. Молящий охотник просит его вернуться и подняться в мир неба. Но и там его просят не задерживаться, а сойти с кручи и, что для нас очень интересно, принести жертву нави. Но – как удивительно! – подземному миру следует приносить жертву фекалиями, которыми надо уснастить свою грудь. Более того, к живому скоту следует добавить дохлого, причем как бы от имени медведя. Прежде нам ритуал поклонения нави известен не был» [13].
Однако мы считаем, что из контекста расшифрованной надписи ясно, что речь идет скорее, о грудах породы, земли, вынутой на поверхность медведем при строительстве своей берлоги. Эта порода, будучи вынутой, образовывала холм, насыпь. Именно в таком значении слог КАЛ и проявляется в многочисленных топонимах по всему миру, преимущественно в названиях гор и возвышенностей, а также городов, находящихся в горах: гора Кала (Испания, горы Съерра-Морена), мыс и гора Кала (Мальта), г. Акала (Мексика, нагорье), г. Саркал (Казахстан, на границе возвышенности и гор), гора Калабосо (Венесуэла), г. Калангала (Уганда, город на о-ве на оз. Виктория, нагорье), г. Калараш (Молдавия, возвышенность – 429 м.) и мн. др.
Примечательно то, что все вышеперечисленные слоги комбинируются друг с другом, образуя подчас сложный, но легко выводимый смысл. Особенно много сочетаний слогов КАР и КАЛ, что обозначает «черная гора». Они действительно именуют объекты, расположенные либо на возвышенностях, либо точно на границе возвышенности или нагорья с низиной, либо высоко в горах. Так, существует два города с названием Каракал: один – в Румынии, другой – в Индии. Подобные названия, только с гласной о между согласными К, Л (Каракол) можно встретить пять раз – два города с данным названием находятся в Бразилии, один – в Индии, один – в Казахстане, один – в Киргизии. Кроме того, есть город Каракуло в Анголе, город Караколи – в Венесуэле, Караколь – город в России (Тургайское плато), Каракольо – город в горах Боливии. Существуют также Каргалинские копи (Россия) – древнейшие шахты, в которых добывали медь и рядом с которыми образовывались отвалы вынутого грунта.
Существует много топонимов с различными комбинациями найденных нами реликтовых слогов: г. Карвар (Индия), р. Каратуль (левый приток реки Трубеж, Украина), г. Кордон (Коми-Пермяцкий округ, на реке), р. Ардон (Сев. Осетия), р. Варжа (Вологодская обл.), уже упомянутые сочетания Суджа и мн. др.
Еще одна комбинация – с неисследованным пока слогом КУ, встречается в названиях перевала Кутул в Ольхонском районе, Иркутская обл. и в названии перевала Кутулик, Аларский р-н, Иркутская обл. «Кутул – по-бурятски хутэл – невысокий перевал, косогор, через который имеется легкопроходимая дорога. Через перевал проходит дорога из Тажеранской степи в сторону впадины Малого моря… Вблизи Кутулика находится невысокий перевал из бассейна р. Наты в бассейн р. Залари» [9]. Существует также гора Китулгала в Шри-Ланке, которая славится своими водопадами. Если данное название разбить на слоги, мы получим: КИ-ТУЛ-ГАЛ – «по направлению к горе с водой» (ГАЛ/КАЛ – заднеязычные г-к-х взаимозаменяемы). По нашей версии, слог КУ/КИ обозначал направление в сторону водного источника, однако, такое предположение еще нуждается в обосновании.
Далее мы перечислим слоги, которые не были еще до конца исследованы с точки зрения их встречаемости в языках мира. Однако их повторяемость в топонимах на разных континентах и сочетаемость с уже перечисленными выше слогами, позволяет рассматривать и их в качестве реликтов языка палеолита.
Значение слога БРХ со всевозможными вариациями (БРШ, БРЧ, БРМ, ПРГ, ФРХ, БЛХ, ВЛХ) – «брахман», «волхв», «жрец». Города с такими слогами остались на карте мира: г. Баркава (Латвия); г. Бараманни (Гайана); г. Барамати (Индия); г. Брамптон (Великобритания); г. Бурхакаба (Сомали); г. Берха, г. Бурхасот (Испания); г. Бурхала (Россия, Магаданская обл.); г. Бурханпур (Индия); г. Бергама (Турция), Фергана (Паргана, по Э.М. Мурзаеву) (ВРХ-АН), г. Фарахалана, Мадагаскар (ВРХ-АЛ-АН), г. Паркана (Финляндия) и др. По нашей версии, это означает, что в данных местностях находились либо капища, где отправлялись обряды, либо это были места школ, где жрецы древности передавали свои знания следующим поколениям. Во многих языках мира существуют слова с таким сочетанием: брахман, волхв; bruja – исп. ведьма; baraja – исп. колода карт, в том числе, для гадания, pray – англ. молиться, pregare – ит. молиться, брухо – колдун (у индейцев), браха – ритуал напутствия священником молодых во время бракосочетания у евреев (иврит). Все эти слова имеют различные значения, тем не менее, они имеют общую тематику – нечто сакральное, оккультное, священное, обрядовое.
Слог ТРБ/ТРП означает – «треба», «жертва», «требуха» — внутренности животных, которых приносили в жертву, а также «труп». Сохранился он и в слове «сатрап» — так называли царей, угнетателей. Но сакральный смысл слова таков – «тот, кто приносит высшую жертву» (сочетание слогов СУ и ТРП). На карте мира мы прослеживаем города, в названиях которых этот слог присутствует: г. Тарб (Франция); р. Тараба и адм. округ Тараба (Нигерия); г. Трабы (Беларусь); г. Таурупе (Латвия); г. Теребино (Архангельская обл. Россия); г. Теребовля (Тернопольская обл., Украина); Тербин (Австралия); г. Трбовле (Словения); г. Треббин (Германия); г. Требине (Босния и Герцеговина); г. Требишов (Словакия); г. Треблинка (Польша); г. Требне (Словения); г. Требухена (Испания); г. Тарапака (Боливия); г. Трпань (Босния и Герцеговина); г. Тропеа (Италия); г. Трапани, (о. Сицилия, Италия) и т.д.
Слог ДИЛ найден академиком РАЕН проф. В.А. Чудиновым в надписях во многих местах и принят ученым для обозначения коня, так как эти надписи присутствуют на палеолитических изображениях лошадей: в пещере Хорнос де ля Пенья – «ЛОВ ДИЛА», в пещере Кастильо (Испания) – «ДИЛ МАГ», в пещере Пернон-Пер (Франция) – «ЛОВ ДИЛА. РУСЬ. ЛОЖИ ДИЛА», в пещере Комбарель – «ЛОВ ДИЛОВ», в гроте Быка-Мамонта, Каменная Могила (Украина) – «НА ДИЛА ИДИ В ДНО». В.А. Чудинов читает эту надпись так: «Иди в зал на уровне дна реки» (Электронный ресурс). Однако здесь смысл не такой сложный, если вспомнить, что слогом ДН обозначалась река: «На коня иди в реку»/ «На коне иди в реку».
В странах центральной Африки (Либерия, Мали Кот-д’Ивуар) сконцентрированы названия населенных пунктов, содержащих слог ДИЛ: г. Диллинг (Судан); г. Диалласагу, г. Дилли, г. Диоила, г. Кадиола (Мали); г. Диулулу, г. Диалакото (Сенегал); г. Диуласо (Буркина-Фасо); г. Адилан, (Уганда); г. Андиламена, г. Андиланатубо (Мадагаскар). Можно предположить, что в этих местностях особенно много было табунов диких лошадей.
Но в Европе и Азии и даже в Латинской Америке также сохранился данный слог в географических названиях. Это такие названия, как: г. Арендал (Норвегия); г. Ардалес, г. Арнедильо, г. Харандилья (Испания); г. Диларам (Афганистан); г. Диллинген, (Германия); г. Жандаил (Казахстан); Карадаил – населенный пункт в районе Илек (Алтайский край), г. Саладильо (Чили). Этот слог также сохранился в русском слове «удила».
Слог ЛОД/ЛОТ встречается в топонимах Лодвар (Кения) и Лотхал (Индия). Кенийский город Лодвар (ЛОД-ВАР) стоит на крупной реке. Индийский город Лотхал (ЛОД-КАЛ) является древним городом Хараппской цивилизации (3 тыс. лет до н.э.), и важнейшим результатом раскопок здесь является обнаруженная кирпичная верфь правильной прямоугольной формы и довольно крупных размеров – 218×37 м [16]. Кстати, весь город от наводнений защищала глиняная стена и массивная платформа, на которой были построены жилые кварталы – т.е. ЛОД-КАЛ — «строительство лодок на горе».
Слог СЛН также встречается в расшифровках В.А. Чудинова на палеолитических изображениях слона. Это нам позволяет искать данный слог в древних топонимах. Так, название реки Селенга (впадает в оз. Байкал), по нашей гипотезе, состоит из двух слогов СЛН-ГА (га – «вода» по А.Х. Востокову). Такой же точно топоним встречаем в Демократической Республике Конго – г. Селенге на озере Маи-Ндомбе. Река Салонга также находится в Демократической Республике Конго. Все эти названия обозначают одно и то же: «слоновья река», «слоновий водопой». Названия с данным слогом можно встретить неоднократно: р. Селемджа (сонорные м-н могут меняться) (Хабаровский край) – СЛН-ДЖА «слоновий простор», г. Селенди (Турция) – на реке, г. Селен-дин (Чили)- СЛН-ДН «слоновья река». Рядом с этим городом протекает очень протяженная река Мараньон.
Проведенное исследование выявляет совпадения в топонимах, отделенных друг от друга тысячами километров, а подчас океанами и материками, но, тем не менее, абсолютно идентичных. Такое совпадение не может быть случайным и наталкивает на очевидный вывод – все перечисленные слоги принадлежали одному очень древнему языку, поскольку часть из них обнаружена во многих языках разных семей (что говорит о том, что в древности произошло распадение языковой общности, более древней, чем индоевропейская). Некоторые из выявленных слогов обнаружены и прочитаны в палеолитических надписях эпиграфистом В.А. Чудиновым. А, кроме того, все упомянутые слоги комбинируются между собой, образуя сложный, в силу их полисемантичности, но понятный смысл всего названия. Скорее всего, мы имеем дело с реликтами самого древнего языка на земле, существовавшего в эпоху палеолита.
Литература:
- Агеева Р.А., Происхождение имен рек и озер. М.: Наука, 1985. – 143 с.
- Бибикова В.И., О происхождении мезинского палеолитического орнамента. – СА, 1965, № 1, с. 3 – 8.
- Бибиков С.Н., Поселение Лука-Врублевецкая. Изд-во Акад. Наук СССР М.-Л. 1953.
- Бибиков С.Н., Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Киев: «Наукова думка». 1981.
- Георгиев В.И., Проблема возникновения индоевропейских языков. – ВЯ, 1956. №1, С. 43 – 67.
- Долгопольский А.Б., В поисках далекого родства. – Русская речь, 1967. – № 6, с. 95 – 109.
- Молина Э.Ф., Очерки по индоевропейскому словообразованию. Часть I. Названия гидропонятий. Томский гос. ун-т. Томск, 1973. – с. 69 – 75.
- Мурзаев Э.М., Очерки топонимии. М.: Изд-во «Мысль», 1974. – 382 с.
- Мельхеев М.Н., Происхождение географических названий Иркутской области. Иркутск: Восточно-Сиб. Книжн. Изд-во, 1964. – 89 с.
- Рыбаков Б.А., Язычество древних славян. – Переизд. М.: Русское слово, 1997. – 824 с.
- Трубачев О.Н., Названия рек Правобережной Украины. Словообразование. Этимология. Этническая интерпретация. М.: Наука, 1968. – 289 с.
- Чудинов В.А., Вилорог и ръкас из Каменной Могилы // Экономика. Политика. Культура. Сб. научных работ ГУУ. М., 1998, вып. 3.
- Чудинов В.А., Лошадь. Электронный ресурс.
- Горнунг Б.В., Из предыстории образования общеславянского единства. М., 1963.
- Кочергина В.А., Санскритско-русский словарь: около 30000 слов/ под ред. В.И. Кальянова. М.: Русский язык, 1996. – 896 с.
- Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф., Индия в древности. – СПб.: Алетейя, 2001 – 813 с.