Государство Манна

Возникновение и возвышение государства МаннаВ IX веке до н.э. на исторической территории Манны возникли независимые области Замуа, Алатее, Гизилбунда, Уишдиш, Зикирту и другие. Область Замуа — страна луллубиев — составляла основную часть Маннейского государства.В начале I тысячелетия до н.э. на юге Азербайджана сложились предпосылки для образования централизованного государства. В IX веке до н.э. возникло государство Манна. Название страны Манна впервые встречается в 843 году до н.э. в клинописной надписи асси¬рийского царя Салманасара III. Столицей Манны был город Изирту.

В первой половине VIII века до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар III с целью усиления своего политического влияния на Манну и другие страны напал на Урарту. Он захватил Маннейскуюобласть Мазамуа, вследствие чего Манна в качестве союзника Ассирии воевала с Урарту, затем с Нововавилонским царством и Мидией.Правитель Манны Иранзу (740-719 гг. до н.э.), восполь¬зовавшись удачными походами Ассирии против Урарту, вернул себе ранее захваченные урар- Маннейцы    тийцами маннейские земли.   Иранзу подчинил маннейские области центральной власти и создал в стране систему наместничества. Во время правления Иранзу Манна в бассейне озера Урмия превратилась в сильное государство. Во внешней политике Манны выявились два направления: одна группа во главе с Иранзу видела в Ассирии союзника и с ее помощью хотела сохранить целостность маннейских земель; другая группа склонялась к союзу с Урарту. Эта двойственная политика мешала осуществлению централизации государства. Некоторые наместники даже восставали против политики Иранзу.

Воспользовавшись этим, царь Урарту Руса I с завоевательной целью заключил договор с наместником области Зикирту и некоторыми другими городами. В результате этого в 719 году до н.э. в ряде городов Манны состоялись восстания против централизаторской политики Иранзу, подавленные союзником Иранзу ассирийским царем Саргоном II.После смерти Иранзу его сыновья повели борьбу за власть. Улучив момент, Саргон II в 714 году до н.э. совершил большой поход на Манну, Мидию и Урарту. У него было три цели:1)    спасти Манну от экспансии Урарту;2)    укрепить позиции Ассирии в Манне;3)    обеспечить своевременное получение дани из Манны в пользу Ассирии.В этом большом походе правитель Манны Улусуну (716-680 гг. до н.э.) обеспечивал продовольствием ассирийскую армию.В результате похода Саргона II Урарту потерпело поражение, ослабело и более не смогло вмешиваться во внутренние дела Манны. Манна смогла сохранить свое могущество. Улусуну повелел установить каменную стелу в честь Саргона II.Ослабление и падение МанныМанна была государством, основанным на рабовладельческой форме производ¬ства. Правители областей — наместники подчинялись центральной власти. Государством правила древняя азербайджанская тюркская династия. Со второй половины VIII века до н.э. власть переходила по наследству от отца к сыну. Совет старейшин подчинялся царю.В первой четверти VII века до н.э. между Манной и Урарту поселились племена киммеров, скифов и саков, пришедшие сюда с берегов Черного моря через Северный Кавказ. Это создало большую угрозу Ассирии. В Манне образовалась оппозиция Ассирии. В таких условиях Манна, нарушив союз с Ассирией, стала полностью самостоятельной страной. Маннейский царь Ахшери (675-650 гг. до н.э.) проводил независимую внешнюю политику. Поэтому царь Ассирии Ашурбанипал в 650 году до н.э. разбил армию Манны, захватил столицу Изирту, пленил часть населения, в качестве трофеев взял стада животных и табуны лошадей. После такого поражения в стране поднялось восстание против Ахшери и он был убит. Его сын Уалли (650-630 гг. до н.э.) восстановил союз с Ассирией. В 616 году до н.э. Манна оставалась в союзе с Ассирией против Нововавилонского царства и Мидии. В 590 году до н.э. Мидия оккупировала Манну.

Похожая публикация:  Убивал ли Георгий Победоносец дракона? О Сотворении мира в Звездном храме

В результате государство Манна пало.Хозяйство и культура МанныНаселение Манны занималось земледелием, скотоводством и ремеслом. Обнаруженные при раскопках в местностях Хасанлу и Зивие Южного Азербайджана великолепные образцы металлических и ювелирных изделий говорят о высоком уровне развития ремесла. Серебряная чаша, рогообразные кубки (ритоны), привлекают особое внимание изделия с изображением древа жизни и крылатыми быками.При археологических раскопках в Хасанлу найдены остатки ткацких изделий и крашеной одежды. На золотой чаше изображены три бога (Солнца, Луны, Ветра и Дождя). В Манне поклонялись различным богам. В мифах маннейцев важное место занимают такие чудовища, как сфинкс и грифон (мифическое животное с туловищем льва, крыльями орла и головой льва или орла).В Манне были развиты архитектура и искусство. Были построены оборонительные крепости и города-крепости.Люди, населявшие окрестности озера Урмия, еще в III тысячелетии до н.э. были знакомы с клинописью, а в Манне существовали местные виды письменности. На поверхности серебряного подноса, найденного в Зивие, изображены иероглифы.Язык древних маннейцев был тюркским. Считается, что турукку — первоначальная форма тюркского племенного названия.

источник

Поделиться этой записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.