В современной России насчитывается свыше 200 народов со своей культурой и языком. Но последняя перепись показала, что некоторых народностей осталось меньше 10 человек.
Маторы
В Сибири, на северных склонах Саян (юг Красноярского края и Хакасии), не так давно жили маторы, принадлежавшие к самодийским народам (к которым также относятся ненцы, энцы, нганасаны). Как и у других северных народов, их основными занятиями были охота и оленеводство. Язык матор был одним из двух основных самодийских языков (другим был камассианский), но в настоящее время он считается вымершим. В течение 19-го века маторы ассимилировались со своими соседями, тувинцами и хакасами. Многие представители маторов также умерли во время эпидемии оспы.
Камасины
Камасины жили на территории современной Хакасии и на юге Красноярского края. Они были разделены на степных камасинцев и таежных камасинцев (иногда также называемых таежными татарами), в то время как камасский язык имел разные диалекты. Эта этническая группа вымерла уже к 17 веку, когда русские исследователи насчитали в этом районе всего около 500 камасинов.
К концу 19 века самодийский народ почти полностью смешался с русскими и хакасами, проживающими в этом регионе. Интересно, что во время исследовательских экспедиций советские этнографы встречали редких представителей камасинов в Саянах. Как и их северные родственники, они жили в вигвамах. Последний говорящий на камассианском языке умер в 1989 году, в то время как последние два камасина были зарегистрированы в переписи 2010 года.
Котты
Котты (канские татары) были кочевым народом, жившим в южной Сибири вдоль реки Енисей. Они говорили на языке котт, входящем в енисейскую языковую группу. Енисейские языки в настоящее время считаются мертвыми, за исключением кетского, на котором до сих пор говорят около 200 человек. То, что осталось от Коттов на карте, — это топонимы, оканчивающиеся на «шет» и «чет» (например, город Тайшет).
К концу 19-го века котты полностью ассимилировались с самоедами (включая камасинов), а также с бурятами и русскими. В то время экспедиция филолога Маттиаса Кастрена обнаружила только пять оставшихся носителей языка котт. В 1960-х годах советский лингвист Александр Матвеев провел этнографическую экспедицию в районы, где раньше проживала эта этническая группа, и обнаружил, что к тому времени от коттов ничего не осталось.
Гоайе
Кавказ — это, пожалуй, самая многонациональная часть России, здесь проживают десятки этнических групп. Вдоль реки Аше (на территории современного Краснодарского края) с незапамятных времен жили гоайе, адыгская субэтническая группа. Они пользовались чем-то вроде привилегированного статуса и особой степенью независимости среди других этнических групп. По меньшей мере 17 кланов, принадлежащих к этой субэтнической группе, оставили следы в местных топонимах. Гоайе говорили на диалекте адыгейского языка. Считается, что они вымерли после Кавказской войны в середине 19 века. Однако в 1930 году советские этнографы встретили несколько семей гоайе, которые все еще носили древние фамилии своих предков. Исследователям также удалось найти нескольких местных старейшин, которые помнили другую семью князей Гоайе, живших недалеко от Сочи. Все, что от них осталось в наши дни, — это деревня Алексеевка, старое название которой было Гвай, и местность под названием Гуарек.
Кереки
Кереков относят к вымершим палеоазиатским народам. В 1959 году их численность составляла 100 человек, но к 2002 упала до 8, а к 2022 — до 4 человек. Самоназвание кереков переводится как «приморские люди». Они жили в поселениях Беренговского района Чукотского автономного округа. Практически полное исчезновение культуры и потерю отличительных черт связывают со смешением с чукчами и последующей ассимиляцией с их стороны. Также резкое сокращение керекского этноса было вызвано войнами между чукчами и коряками, которые поочередно нападали на малый народ. Кереки не были воинами, занимались только промыслом и охотой, поэтому дать достойный отпор не могли.
Водь
Финно-угорский народ водь проживает в Ленинградской области. В 2010 году к нему себя причислили только 64 человека. Из них в Ленобласти живет 33 человека, остальные — в Санкт-Петербурге.
В середине 19 века народ водь не относился к малочисленным — насчитывалось больше 5 тысяч представителей. Исследователи утверждают, что водская народность произошла от исторического племени водь, известному по письменным источникам XI века — первое упоминание о нем было в Новгородской летописи 1069 года. Сокращение численности связано с ассимиляцией води славянским и ижорским населением вело.
Эвремейсы
Этоа этническая группа еще не исчезла полностью, но её численность сократилась в десятки раз. Исторически сложилось так, что Карельский перешеек был домом для многих коренных народов. В разное время его территория принадлежала России и Швеции, и в разных точках здесь жили русские, шведы, финны, вепсы, води и карелы. Одним из местных коренных народов были эвремейсы. Первоначально они жили вдоль реки Вуокси (к северу от Санкт-Петербурга) и были связаны с финнами, карелами и ижорцами. Они принадлежали к лютеранской и частично русской православной церквям, но имели свои обычаи и язык (похожий на карельский и финский).
В начале 17 века здесь была создана провинция Ингрия, большинство населения которой составляли эвремейсы. Их новыми соседями были савакоты, поселенцы из финского региона Савония. Поначалу две этнические группы не сильно смешивались, однако к концу 19-го и началу 20-го века различия между двумя группами в значительной степени исчезли, и всех жителей двух земель называли просто ингрийцами. На данный момент ингерманландцы тоже считаются коренным народом с небольшим количеством живых представителей: в настоящее время в Ленинградской области проживает всего около 4000 человек.
Использованный источник https://www.techinsider.ru