В настоящее время популярность электромобилей растет. Их реклама основывается на постоянном утверждении того, что электромобиль не выбрасывает в воздух никаких веществ и не загрязняют окружающую среду. Короче — это якобы высоко экологичный вид транспорта.
И мировой автопром после пары десятилетий свой выбор сделал. А может за него этот выбор сделали политики. «Зеленые» машины уже неизбежно вытесняют «топливные» в модельных рядах многих марок, все это поменяет со временем и автопарк нашей страны — сомнений нет. Рост популярности электромобилей наблюдается по всему миру. Многими людьми, сделавшими выбор в пользу электрокаров, движет не только желание сэкономить на топливе, но и стремление обезопасить окружающую среду от выбросов, неизбежных при использовании двигателя внутреннего сгорания.
На практике электрические машины при массовом внедрении принесут даже больше вреда, чем современный бензиновых транспорт. Причин несколько:
- грязное производство Li-Ion аккумуляторов,
- проблемы их утилизации,
- повышенный износ шин и другие.
Причем, самый важный пункт здесь «другое». Ниже рассмотрим, как электрические машины влияют на окружающую среду, каким образом это выражается, какие факторы наиболее рисковые.
Исследования показали, что негативное влияние электромобилей на экологию даже больше, чем машин с современными бензиновыми двигателями
К такому мнению пришли специалисты экологического института во Фрейбурге (Германия). Они провели большое исследование и пришли к мнению, что при увеличении числа электрокаров в стране до одного миллиона выбросы парниковых газов машинам уменьшится всего на 6%. Для сравнения применение более современных двигателей, работающих на бензине, позволяет снизить его на 25%.
Специалисты научно-технического университета Норвегии сделали безапелляционный вывод — внедрение электромобильного транспорта в тех регионах, обеспечение энергией которых осуществляется на станциях путём сжигания угля, нефти или лингита, с экологической точки зрения попросту бессмысленно.
Когда запретят ДВС?
Но, как и было упомянуто, решение принято. Так, к примеру, Франция собирается в 2040 году запретить продажи новых легковых машин с двигателями внутреннего сгорания. Уже к 2024 году будет запрещена эксплуатация любых дизельных автомобилей в Париже. С 1 июля этого года в город не имеют права въезжать дизельные легковые автомобили, выпущенные ранее 2006 года, и грузовики и автобусы, изготовленные до 1 октября 2009 года. Далее ограничения будут ужесточаться. Примеру столицы уже собираются последовать другие крупные города Франции — Гренобль и Страсбург.
Афины собираются запретить въезд всех автомобилей с дизелем в 2030-м, а Амстердам — вообще любых транспортных средств с ДВС с того же года.
О запрете продаж легковых автомобилей на ископаемом топливе объявила также Великобритания, такие планы обсуждаются в других странах.
Когда вступают в силу запреты на продажу/регистрацию новых легковых автомобилей с ДВС:
2025 Норвегия
2030 Швеция
2030 Дания (запрет гибридов — с 2035 г.)
2030 Нидерланды (в Амстердаме запретят эксплуатацию ДВС)
2030 Словения
2030 Исландия
2030 Израиль
2030 Ирландия (запрет эксплуатации с 2045 г.)
2030 Германия
2032 Шотландия
2040 Испания (запрет эксплуатации — с 2050 г.)
2040 Франция (гибриды запретят тоже)
2040 Португалия (запрет продажи дизелей)
2040 Англия, Уэльс и Северная Ирландия (запрет эксплуатации — с 2050 г.)
2040 Шри-Ланка (запрет эксплуатации ДВС)
2040 Китай (дата может быть пересмотрена)
2050 Коста-Рика (запрет использования ископаемого топлива в любых целях)
Цели и ошибки
Главная цель теперь уже не только сделать воздух чище, как это было в случае с ужесточением требований по отработавшим газам, а уменьшить выбросы углекислого газа, который играет главную роль в мировом потеплении. Как говорят, автомобильный транспорт генерирует около трети всего мирового производства углекислого газа. При этом именно использование ископаемого топлива, то есть нефтепродуктов, создает главную проблему — углерод, содержащийся в нефти и газе, при сгорании топлива этот самый CO2 и создает. Считается, что при его избытке возникает парниковый эффект и это вызовет потепление климата во всем мире. От этого начнут таять полярные льды, уровень мирового океана поднимется, Нью-Йорк, Стокгольм, Неаполь, Санкт-Петербург и другие прибрежные города затопит.
Теорию глобального потепления не раз оспаривали, однако на данный момент она считается общепризнанной, и именно она легла в основу действий законодателей. При этом:
Учёные установили, что на каждый выработанный киловатт-час энергии для электромобилей в воздух выбрасывается до 274 граммов углекислого газа. Для сравнения, на киловатт-час энергии, вырабатываемой при сжигании бензина в двигателях внутреннего сгорания, углекислотный выброс не превышает 180 граммов.
Электромобили имеют много достоинств: проще в управлении, не загрязняют окружающую среду — нет не только отработавших газов, но и отработавших масел, им не нужна коробка передач — у электромотора идеальная характеристика, у них высокая динамика. И, без сомнения, их количество будет быстро расти.
Цена чистоты воздуха
За последние годы автомобили сильно изменились — они стали одновременно быстрее и экономичнее. Конкуренция заставляет производителей выжимать из конструкции максимум на радость потребителям. Но в последние три десятилетия на создателей автомобилей все больше влияют экологические требования.
Раньше они ужесточались по содержанию в отработавших газах автомобилей различных вредных веществ — некоторые из них просто запретили (тетраэтилсвинец), по другим нормативы ужесточены в десятки раз. И вот теперь, когда по сравнению с моделями сорокалетней давности отработавшие газы ныне выпускаемых автомобилей стали, кажется, менее вредны, чем пар из вейпа (не говоря уже о сигаретном дыме), законодатели говорят, что их избирателям уже этого мало!
Приведем плюсы и минусы электромобилей для экологии.
Преимущества:
- отсутствие вредных выхлопных газов;
- возможность постепенно отказаться от взрывоопасных заправок с соляркой и бензином.
Недостатки:
- опасное производство лития;
- проблемы с утилизацией аккумуляторных батарей;
- повышенное загрязнение частичками шин;
- загрязнение экологии из-за выработки электричества и т. д.
Можно разработать новые технологии утилизации старый источников питания, и по всему миру расставить сеть электрозарядок для автомобилей. Но необходимость выработки электрической энергии главным фактором, с моей точки зрения, против тотального перевода на электротранспорт. Несмотря на то, что выбросы электромобиля безопасны, для заряда его аккумулятора необходима энергия. Электричество вырабатывается на атомных, гидро и тепловых электрических станциях. В меньшей степени используется энергия ветра и солнца. Последние два варианта наиболее безопасны для экологии, а вот остальные наносят ей прямой вред, ведь работают на нефти, газе и угле. С ростом электрического транспорта будет повышаться потребность в мощностях, а это — прямой путь к дополнительному загрязнению окружающего воздуха.
Сейчас бензин и солярка сгорают прямо в двигателе автомашины, а при переходе на электромобили топливо будет сгорать в котле электростанции плюс потери на транспортировку электроэнергии до тех самых розеток, откуда идет зарядка транспорта. Это физика — потери при транспортировке любого вида энергии неизбежны. Следовательно, в итоге сгорать топлива будет еще больше!
Либо изобретут новый источник энергии! Это выход, но не факт.
Россия пока что сильно отстает в плане перехода на электромобили по следующим причинам: во-первых, правительство не предоставляет никаких льгот покупателям электромобилей, во-вторых, инфраструктура для их использования находится в зачаточном состоянии. Но и это дело времени.
Есть конечно, как много плюсов, так и минусов в вопросе использования электротранспорта.
Но, что важно отметить, это то, что электротранспорт начал развиваться задолго до появления двигателей работающих на принципе внутреннего сгорания топлива.
С появлением двигателей внутреннего сгорания разработки электротяги ушли в небытие и перестали развиваться, а потому, сегодня мы как бы начинаем восполнять утраченное и воспроизводить технологии прошлых времён. Это долгий и тернистый путь, который нам придётся пройти и заново открыть для себя хорошо забытое старое.