Сколько авторов создавали Повесть временных лет?

Повесть временных лет — это одновременно и самый ранний из дошедших до нас летописных источников, и самое раннее исследование по истории Древней Руси. А все прочие дошедшие до нас летописи были лишь ее продолжениями или пересказами.

Проблема в том, что сама «Повесть…» — не есть истина в последней инстанции. Сообщаемые в ней сведения сомнительны, полны противоречий и не во всем совпадают с фактами, о которых мы знаем из других источников.

Один из примеров: согласно «Повести…» первых древнерусских святых князей Бориса и Глеба — убили в 1015 году по приказу Святополка Окаянного, а из скандинавской «Саги об Эймунде» следует, что заказчиком убийства был их благолепный брат, вошедший в историю под именем Ярослава Мудрого. Кому верить? С одной стороны, вроде бы автору «Повести…» Нестору, поскольку он был человеком ученым и благочестивым. С другой — Эймунду, поскольку, в отличие от Нестора, от киевских властей предержащих он никак не зависел, резал кого угодно за деньги, и врать ему вроде бы не было никакого смысла.

Историк из кельи

Что мы собственно знаем о Несторе? В самой «Повести…» ее автор не называется, но упоминается как черноризец Киево-Печерского монастыря. Имя его как летописца звучит в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком, а также в еще более позднем «Житии преподобного Антония».

Сколько авторов создавали Повесть временных лет? 1Оба источника особых сомнений не вызывают, хотя появились они спустя 100 с лишним лет после кончины самого Нестора. Биография летописца реконструируется на основе все тех же монастырских преданий, а также написанных им работ, к числу каковых помимо «Повести…» относятся «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Похожая публикация:  Кто плавил металл до Демидовых

Известно, что родился Нестор около 1056 года, в 1096 году был свидетелем нападения на монастырь половцев, а в 1106 году хоронил почтенного старца Яна. Скончался в 1114 году, а мощи его покоятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры.

Негусто, хотя о других, не менее хрестоматийных деятелях, достоверных сведений порой еще меньше. Например, спустя несколько десятилетий после Нестора в том же монастыре жил инок Илья, который в мирской жизни совершил такие подвиги, что стал прототипом Ильи Муромца. Вот только каково соотношение вымысла и реальности в былинах — неясно.

Возвращаясь к Нестору, отметим, что почти вся его жизнь (1056-1114) пришлась на период, когда после смерти Ярослава Мудрого некогда единое Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества, слегка признававшие власть великого князя Киевского. Правда, за год до кончины летописца власть в Киеве захватил Владимир Мономах, сумевший на некоторое время отстроить вертикаль власти, державшуюся до 1132 года (дата кончины его старшего сына и преемника Мстислава).

Как инок самого почитаемого столичного монастыря, Нестор был человеком весьма осведомленным, так что подробный рассказ о современных ему событиях феодальной раздробленности с фактической точки зрения особых сомнений не вызывает. Другое дело события более ранние — от смерти Ярослава Мудрого (1054) и далее в глубь веков, вплоть до времен библейских.

Соавторы повести

Академик Алексей Шахматов в начале XX века предложил наиболее связную концепцию создания «Повести…», которую много критиковали, но логичнее которой никто пока ничего не придумал. Сводится она к следующему.

Где-то во второй половине правления Ярослава Мудрого (1037-1054 годы) некий ученый монах, работавший на митрополичьей кафедре в Киеве, создал Древнейший летописный свод, использовав народные песни, устные предания, рассказы современников, жития святых и, возможно, церковные документы. Затем в разгар княжеских междоусобиц, в 1073 году этот свод дополнил один из основателей Киево-Печерского монастыря, монах Никон (?-1088), прибавивший к прежним сведениям данные, полученные им во время путешествия по Причерноморью. Еще через 20 лет игумен Киево-Печерского монастыря Иоанн переделал Древнейший свод с использованием новгородских и греческих источников. Эта новая редакция стала именоваться Начальным сводом. Он в свою очередь оказался перелопачен Нестором, который постарался убрать все логические неувязки и привести данные в соответствие с традиционной христианской историографией. Заодно Нестор добавил в «Повесть…» тексты договоров Руси с Византией и несколько устных преданий.

Похожая публикация:  Загадочные геоглифы пустыни Сарыесик Атырау

Его повествование заканчивалось 1110 годом, но игумен другого расположенного под Киевом монастыря (Выдубицкого) по имени Сильвестр добавил описания событий, произошедших до 1123 года, — то есть до его собственной кончины. Однако еще при жизни Сильвестра некий неизвестный летописец, работавший на сына Владимира Мономаха Мстислава (тогда — князя Новгородского) создал собственную редакцию «Повести…», заметно отличавшуюся от предшествующих.

Таким образом, у «Повести…» было как минимум пять, кроме Нестора, работавших в разное время авторов-монахов — некий сотрудник митрополичьей кафедры времен Ярослава Мудрого, основатель Киево-Печерского монастыря Никон, игумен этого же монастыря Иоанн, игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр и некий, вероятно, новгородский летописец. Ими были созданы три заметно отличающиеся друг от друга редакции «Повести» — несторовская, сильвестровская и (условно) новгородская.

А был ли заговор?

Интриги добавляет тот факт, что самая древняя рукопись с текстом «Повести…», известная как Лаврентьевская летопись, датируется 1377 годом. То есть непосредственно рукописей, начертанных руками авторов, не сохранилось. Все, что дошло до нас, — это лишь более поздние списки, дополненные текстами о последующих событиях, причем если переписчик жил в Новгородской земле, то основное внимание в этих дополнениях он уделял Новгороду, если во Владимиро-Суздальской — то Владимиру, если в Киевской — то Киеву.

Понятно, что при такой ситуации любители альтернативных версий древнерусской истории буквально фонтанируют идеями. Чаще всего они напирают на то, что изначальный текст «Повести…» был сфальсифицирован в более позднее время из политических соображений. Например, ради того, чтобы доказать права Романовых на престол, запрятать поглубже правду о славянах-этрусках или могучей Руси, простиравшейся от Арктики до Африки и от Пекина до Рима. Или для того, чтобы в угоду всяким там немцам продвинуть норманскую теорию, согласно которой славяне создать государство не могли, а создали его скандинавы-викинги.

Похожая публикация:  Бессмертие существует?!

Михайло Ломоносов, первым норманскую теорию раскритиковавший, в специфике исторических источников разбирался и достоверность самой летописи сомнению не подвергал, напирая на возможность неправильного толкования использованных в ней терминов. И в общем, профессиональные историки, будь то норманисты или антинорманисты, придерживаются в своих дискуссиях сходного принципа. Толковать термины и факты можно по-разному, но только исходя из текста «Повести…». Наверное, поэтому в дискуссиях с любителями они не слышат друг друга. Ведь для любителя текст «Повести…» — продукт заговора фальсификаторов, поскольку создана она несколькими людьми, а разбираться в ворохе списков и редакций долго и неинтересно.

Для историка же именно эта сложность и является гарантией подлинности, поскольку все варианты соотносятся друг с другом, рисуя картину единой Руси, — правда, не от Арктики до Африки, но от Ледовитого океана до Черного (тогда — Русского) моря.

Дмитрий МИТЮРИ

Поделиться этой записью

One thought on “Сколько авторов создавали Повесть временных лет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.