Русские богатыри

В записях исторических документов и в летописях сохранилось многое, свидетельствующее о том, что некоторые события, перешедшие в былины, имели место на самом деле. Авторы былин правда переделывали быль по-своему, разукрашивая и преувеличивая. Расскажем о богатырях, имена которых не столь широко известны, как например имя Ильи-муромца.

Вольга Святославич

Его также называли Волх Всеславьевич. Был способен оборачиваться в животных и умел понимать язык птиц и животных. В былинной фигуре Вольга  Свяславича много архаических черт, ввиду чего он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре.

Вольга СвятославичВольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею.  Не понятно откуда в русских былинах такое, но вот так описано. Земля содрогнулась в ту минуту, когда Вольга увидел свет, стихия вышла на свет вместе с ним. Рос Вольга  не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Здесь показано древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое индийское царство, земли Турец-салтана. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

А еще была встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой.

Похожая публикация:  День памяти Ильи Муромца

Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Дунай Иванович

Дунай-богатырьОн же Дунай-богатырь — один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. Но в отличие от Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, он  персонаж трагический.

Пошли в Литву Дунай и Добрыня, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира. Дунай ранее служил литовскому королю, вот и выбрали его в сваты. Дунай сперва является к прежнему своему господину один. А тот чем разгневанный, заключает его в погреба глубокие. Но не забывайте про Добрыню. Приезжает Добрыня, который не дождался посланника, бьет (видимо чуть-чуть совсем) литовскую дружину, и король отпускает Апраксу с богатырями в Киев (тут видимо надо читать текст былины, а то как-то не по-славянски и прозаично получается — пришли, да силой забрали девку).

У истории есть продолжение. У литовского короля оказывается есть и вторая дочь — Настасья (обратите внимание — имена то какие-то скорее русские), с которой у Дуная в прошлом была тайная любовь. Видимо потому-то и попал Дунай в беду и немилость короля литовского. Настасья выкупила его у палачей и отправила в Киев.

Когда русские богатыри приехали за Апраксой, Настасью обидело невнимание к ней со стороны Дуная. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след. Дунай отправляется на розыски и встречает богатыря, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара и узнаёт в противнике Настасью. Она напоминает ему о прошлом, и Дунай вновь поддаётся страсти, зовёт Настасью в Киев, чтобы пожениться.

Похожая публикация:  День памяти Ильи Муромца

В Киеве — двойная свадьба: Владимира с Апраксой и Дуная с Настасьей.

На пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья — меткостью в стрельбе из лука. Дунай воспринимает это как вызов, устраивается проверка, и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Дунай не в силах признать превосходство жены и приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые»  Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой.

Вот вам и трагедия. Шекспир отдыхает!

Святогор

Святогор — богатырь эпоса, стоящий как-то вне киевского и новгородского циклов, хотя и соприкасавшийся в былинах  с  Ильёй Муромцем.

Святогор богатырьСвятогор богатырь- это огромный великан, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Ездит он мало,  живёт на высоких Святых горах, потому как при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю сумочку, в которой была заключена «вся тягость земная». Поднять сумочку мог лишь пахарь.

Пришел таки Святогор, но тщетно пытался он сдвинуть сумочку, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в сумочке. Но Микула открывает ему секрет, и направляет к кузьнице, чтоб будущее свое встретить.

Похожая публикация:  День памяти Ильи Муромца

И женился Святогор в итоге. В той самой кузьне на вопрос Святогора о будущем, старец предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около неё сумку с золотом, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдешь.

У Святогора вроде жизнь удалась получается.

Сухман Одихмантьевич

Сухман богатырьСухман (Сухмантий, Сухан) Одихмантьевич (Дамантиевич) – былинный богатырь, герой киевского былинного цикла. Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву.

Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и, когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью.

И протекла из крови Сухмана-богатыря река глубокая да бурливая, а сам он тут и смерть принял и песне нашей тем положил конец.. Опять герой умер! Обидно!

Использованный источник

 

11 мнений о статье “Русские богатыри

  1. На легендарный характер летописного предания о смерти Олега указал еще российский историк XIX в. Н.М. Карамзин, назвавший «мнимое пророчество волхвов или кудесников» «явной народной басней, достойной замечания по своей древности».
    Косвенно об этом свидетельствует появление аналогичного сюжета в средневековом исландском эпосе. Главный герой саги о викинге Орваре Одде, составленной в XIII веке по мотивам древних сказаний, погиб от укуса змеи на могиле собственного коня – такую смерть ему в детстве, когда будущему викингу было 12 лет, предсказала колдунья. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Какой сюжет, об Олеге или об Одде, появился раньше, установить пока не удалось.

  2. Очень интересная и познавательная, с исторической точки зрения, статья. Вот бы на уроках истории так красочно и просто рассказывали о Защитниках Земли Русской из прошлого времени.

  3. Статья эта стала для меня открытием! Почему в школе не рассказывают о других богатырях, таких, как Святогор или Дунай Иванович? Нужно, чтобы дети наши знали наши былины и сказания, разбирались в истории и почитали наши корни. Спасибо автору за статью! Сегодня обязательно прочту старшей дочери, а то она кроме Илья Муромца и Добрыни Никитича никого не знает, да и то только по мультикам!

  4. Русских богатырей в народе с незапамятных времён называли защитниками родной земли. Об их подвигах слагали былины — удивительные песни-сказания, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Святогор-богатырь, Микула Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович — любимые народные герои. Но народ славил их не только за то, что они честно правили воинскую службу, оберегая русскую землю от врагов и нечистой силы, но и потому, что они горой стояли за справедливость.

  5. Да из Орды, Золотой земли,
    Из тоя Могозеи богатыя,
    Когда подымался злой Калин-царь,
    Злой Калин-царь Калинович,
    Ко стольному городу ко Киеву,
    Со своею силою с поганою; —
    Не дошед он до Киева за семь верст.
    Становился Калнн у быстра Днепра;
    Сбиралося с ним силы на сто верст
    Во все те четыре стороны!
    Зачем мать сыра земля не погнется.
    Зачем не расступится?
    А от пару было от кониного,
    А и месяц, солнце померкнуло,
    Не видит луча света белого.
    А от духу татарского
    Не можно крещенным нам живым быть {8}.
    Вот были же люди сильны духом и телом!!!

  6. Богатырей множество было на руси, но мало кто о них сейчас вспоминает. В школе перестали изучать, у детей сейчас совсем другие интересы и взгляды на жизнь. Они не помнят таких как Алеша Попович, Добрыня Никитич. Родители преобщайте своих детей к истории России и сказаниях. Плохому в наших сказках не учат.

  7. Ни что, не возникает на пустом месте.Так и в сказаниях о богатырях. У любого такого героя сказок и былин всегда есть действительно существовавший когда то прототип. Повествования о них передавались из уст в уста и обрастали новыми красками постепенно приобретая сказочные, а иногда и фантастические способности. Существование таких прототипов действительно задокументировано в древних письменах.

  8. Очень интересная статья и главное, — очень актуальная в наше непростое время. Без истории нет государства, а без героев не было бы и его народа. В разные века на Руси были патриоты, главной своей целью считавшие беззаветное служение своей Родине и своему народу. О таких героях необходимо повсеместно рассказывать молодому поколению. Ведь они, повзрослев и окрепнув, должны дальше нести и развивать силу и дух земли русской.

  9. Да, действительно крепкие были когда-то богатыри на Руси.победить могли кого угодно.Одно время читала о богатыре, который не слазил с печи до 33 лет, только потом решил слезть и саблей начал махать.Похоже, в наше время и рыцари, и богатыри перевелись.а отчего им крепнуть?От дешевых сигарет, паленой водки, наркотиков или чипсов?

  10. Да! Славилась Русь богатырями! И былины называются «былины» потому, что «были». Посмотрите на спортивные достижения наших борцов, боксеров, штангистов и других «мужских» видах спорта. Возьмем одного Александра Карелина! Кто не знает, почитайте. Непобедимый русский богатырь. А его знаменитый бой без правил с японским бойцом?! Без единого удара победил! Так что, славилась и будет славиться земля русская БОГАТЫРЯМИ!

  11. Выходит земля то наша была богата на богатырей. На дюжих и крепких героев. И было их в достатке, а не только трое, о которых слагались легенды. Где же наши нынешние богатыри. Неужто перевились.Да как бы ми их встречали. Да какие оды бы воспевали в их честь. Есть только поборники, и петь совсем не хочется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.