Известный ныне Карл Густав Юнг сформулировал новое, сложное и загадочное понятие в психологию — архетип. Это мощнейшие психические энергии, существующие в коллективном бессознательном, то есть в самой глубине психики каждого человека. Мы и не знаем об их существовании, а между тем они управляют нами. Здесь можно увидеть аналогию с тем, как и много веков назад могущественные боги спускались с Олимпа или с небес, вторгаясь в жизнь простых смертных. И в каком-то смысле эти древние боги живут в нас.
Юнг сформулировал это явление так:
Психология, ритуалы и жизнь
Рассуждая дальше можно увидеть, что архетипы, ритуалы и Боги связаны неким единством. Они как коды, за каждым из которых мы видим конкретные функции, характеристики и потребности. Например, в греческой мифологии Зевс — это правитель, Арес — герой, Деметра — хранительница. Славянские боги, кельтские, скандинавские также содержат в себе коллективное и бессознательное.
Люди в древности также чтили своих богов, боялись их, молились, призывали богов на помощь. Незнание психологии не освобождает от чувства тесной связи со всеми силами, существующими в мире. Боги были (и остаются) частью жизни человека. Храмы в их честь возводились на вершинах гор, взойдя на которые и сам ты где-то в глубине души почувствуешь себя немного богом. Создавая эти храмы, человек ощущал волнующую тайну своей души, так он проявлял то, что чувствовал по отношению к тем загадочным энергиям внутри себя, далёким, непостижимым и сакральным.
Отдавая дань богам, люди совершали ритуалы. Ими сопровождались все наиболее важные этапы жизни человека. Современному сознанию подобные традиции покажутся какой-то сущей глупостью, на самом деле делает тоже, но по другому. На самом же деле ритуалы древнего общества как бы иллюстрировали важные психические процессы, происходящие в жизни каждого, в том числе и современного человека. Так, например, почти во всех культурах был обязательный ритуал посвящения мальчика в мужчину. Юноша в кругу других мужчин должен был пройти серьезное испытание, показав свою силу и выносливость: одолеть дикого зверя или сразиться в честном бою с одним из соплеменников. Примеры могут быть разные, но суть такова, что юноша, преодолевая опасность и сопротивление, превращается из мальчика в мужчину. Этот древний ритуал дошёл до наших дней в виде армейской службы. Хотя сегодняшняя армия уже вряд ли может выполнять эту функцию.
У женщин древности также были инициирующие ритуалы принятия своей феминной природы, когда девушки совершали храмовые обряды поклонения богине любви и красоты. Существует мнение, что, утратив эти традиции, современные мужчина и женщина потеряли и возможность естественного взросления, и в этом кроется одна из причин тотальной инфантильности представителей обоих полов, которую отмечают социологи.
Всевозможные ритуалы, сопровождавшие жизнь древних людей, носили очень глубокий смысл и позволяли человеку не только жить в гармонии с окружающим миром, но и помогали его психике справляться с новыми этапами жизни: взрослением, вступлением в брак или новым социальным статусум, прощанием с умершими, подготовкой к собственной неминуемой смерти. Несмотря на то, что современный человек совершенно утратил понимание смысла и роли ритуалов, инстинктивное стремление к обрядовости никуда не исчезло, как никуда не исчезли и сами обряды. Они трансформировались, обросли новыми легендами и стали порой почти неузнаваемы, но мы продолжаем за них держаться. Изменились и боги, став одним богом в большинстве культур, о чем почитайте тут.
Празднование Нового года, Пасхи, Рождества, бракосочетание и похоронная церемония, отмечание всевозможных годовщин и «обмывание» новых приобретений — все это и многое другое и есть отголоски древних обрядов, призванных «подружиться» с богами.
Что давали ритуалы
Через ритуал люди древности вступали в непосредственный контакт с богами. Переводя на современный язык, они соприкасались с глубокими элементами своей психики. И это позволяло им быть, как мы говорим сегодня, на связи с самим собой. При этом чёткий порядок действий, свойственный ритуалам, позволял им чувствовать себя в безопасности.
Реклама активно использует символику архетипов, воздействуя на наше подсознание, взывая к тем силам, которые мы даже не осознаем. Можно сказать, что древние боги просыпаются в нас, когда мы решаем в магазине, какой из шипучих напитков сегодня выбрать. Приманкой служат слоганы, цветовая гамма, использованная в оформлении, образ героя, рекламирующего товар, логотип или само название, вызывающее в нашем подсознании конкретные ассоциации с архетипом. При этом ассоциации у разных людей будут примерно одинаковыми, так как архетипы, как уже говорилось ранее, являются универсальными, общими для всех.
Центральным образом в рекламных кампаниях практически всех спортивных брендов является образ победителя или героя. И пусть мы просто покупаем новые кроссовки, мы подсознательно стремимся выиграть битву, даже если это битва с самим собой, со своей ленью, с прежним «я», мы стремимся стать лучше, совершеннее, преодолеть преграды и выйти на новый уровень. И рекламная индустрия активно использует эти наши потребности. Возьмем для примера всем известный бренд спортивной одежды, чье название повторяет имя греческой богини победы Ники.
Условно говоря, в нашем сознании данный бренд олицетворяет победителя. Этому же вторит и логотип компании, на символическом уровне повторяющий собой победоносное крыло богини. Общей концепции соответствует и знаменитый слоган, призывающий нас просто сделать это. Сделать что? Данный вопрос ответа не требует. Что бы это ни было — это некий подвиг, рекорд, свершение. И что мы видим в итоге? Точное попадание в архетип. Таким же образом фактически в каждой успешной рекламной кампании можно проследить призывы к архетипическим силам нашей души.
Мифологические сюжеты, то есть истории богов и героев сказаний, символизируют общие для всего человечества принципы жизни. А значит, они проходят и через наши судьбы. Поэтому, читая мифы Древней Греции или других культур, мы не просто знакомимся со сказками про героизм и драмы из жизни странных и жестоких богов античности, но в какой-то степени мы знакомимся и со своей личной историей, мы знакомимся с самими собой.
О рекламе.Да, герой много значит. Но все же иногда это выглядит как кощунство, оскорбление. Например, доводилось видеть рекламу пива, которое рекламировал Че Гевара (актер в его образе).Да, этот великий человек со сложной судьбой сделал все то, что он сделал, и героически погиб именно для того, чтобы сейчас пиво рекламировать, или чтоб всякая пацанва носила его портрет на футболках.То же самое чувствую, когда вижу рекламу с Эйнштейном и другими личностями истории и науки. Что уж говорить о древних богах… которых всякие «мастера духовных практик» используют для веденич своего бизнеса на идиотах.