Знаменитой «Повести временных лет» в этом году исполняется 900 лет. Уникальный документ, по которому историю древней Руси изучают во всем мире, принадлежит перу Нестора — монаха Киево-Печерского монастыря. Это официальная точка зрения. Но есть и неофициальная. Андрей Синельников — историк, член союза писателей России, — убежден: летопись написал знаменитый колдун, чернокнижник и масон Яков Брюс! Деталями этой мистико-детективной истории Андрей СИНЕЛЬНИКОВ поделился со «Ступенями».
— Андрей, нам всем со школьной скамьи известно, что «Повесть временных лет» написал Нестор. Почему же вы решили, будто ее автор — Брюс?
— Согласно официальной точке зрения, «Повесть временных лет» была переведена со знаменитой Радзивиловской летописи Василием Никитичем Татищевым. Но почему вдруг Татищев, выпускник артиллерийской и инженерной школы, сотрудник берг-коллегии взялся за историческое сочинительство? Потому как именно эту стезю определил для него его учитель — Яков Брюс. Именно Яков Брюс, имевший на Петра I такое же влияние, как Распутин – на Николая II, намекнул императору о необходимости написания подробной «Русской Истории». И он же указал государю на будущего исполнителя этой титанической задачи — Татищева!
— А какая, собственно, разница, кто именно это сделал? Главное, «История» написана!
— Не скажите. Яков Брюс — личность противоречивая. С одной стороны – знатный образованный вельможа, шотландский принц, который многое сделал для в России. С другой — колдун, чернокнижник, основатель масонства. Говорили, что в своей Сухаревой башне на третьем этаже у него жил настоящий дракон, на котором он по ночам летал над Москвой… Так вот именно Брюс передал Татищеву знаменитую «Радзивиловскую летопись», из которой потом и родилась «Повесть временных лет».
— А откуда вдруг взялась «Радзивиловская летопись»?
— Она названа «Радзивиловской» по имени своего первого известного владельца — Януша Радзивила, виленского воеводы. Летопись была написана не ранее XV века на бумаге польского изготовления. Ее главная особенность — иллюстрации. 618 рисунков, изображающие походы русов на Царьград, войны с печенегами и набеги на половцев, взимание дани с покоренных народов, казни, сражения, убийства, небесные знамения: разнообразнейшие картины жизни и быта Древней Руси от постройки Новгорода до 1206 года. Ничего подобного этим рисункам мы не знаем. Это летопись-картинка, сейчас такое называют комиксами. Где, когда именно и по чьему заказу она была написана — неизвестно.
Брюс же обнаружил ее в Книгсбергской библиотеке в 1711 году: то есть летопись появилась «в нужном месте и в нужное время» — как раз тогда, когда Петр задумал писать историю России.
— Несколько подозрительно, да?
— Именно! Много лет я пытался разгадать эту тайну, пока не обнаружил в исторических архивах очень интересный документ: письмо канцеляриста Федора Борисова графу Якову Брюсу, написанное 10 февраля 1712 года из города Кенигсберга. Документ этот касается финансов, а не истории, потому, верно, и дожил до наших дней. «Высокоблагородный и превосходительный Гдн Яков Вилимович. По именному Е. Ц. В. указу, оставлен я здесь при самом от сюда отъезде Е. Вел. для списывания некоторой словенской книги. Того ради прошу вашего высокоблагородия, дабы здешний бургомистр Эгелин дал мне шестьдесят талеров, чем бы мне оную в окончание привести, которая Е. Ц. В. зело потребна. А помянутые талеры заплачены будут из посольской походной канцелярии. При сем остаюсь Вашего Высокоблагородия всепокорный и нижайший слуга канцелярист Ф. Борисов».
Известно, что Петр прибыл в Кенигсберг 9-го, а выехал 11-го ноября 1711 года. Сам он нашел время просмотреть какую-то книгу и дать указание ее списать? Или кто-то подтолкнул его к этому? Судя по письму, сделал это именно Яков Брюс. Далее все становится на свои места: канцелярист книгу аккуратно переписал, а Брюс ее Татищеву отдал.
— А вы не допускали мысли, будто Брюс действительно нашел в Кенигсберге древнюю славянскую рукопись, переписанную поляками?
— Возможно, дело обстояло и так. Почему же тогда рукопись датируется XV веком? Куда пропал оригинал XI-XII веков?.. Но дело даже не в этом. Как только рукопись попала к Василию Татищеву, она начала буквально расти — он был человеком исполнительным. К тому же нашел автора данной летописи в ней же самой, — летописца «Нестора черноризца Феодосиева монастыря Печорского».
— Что же в итоге получилось? Какое прошлое дала нам «Повесть временных лет» в редакции Татищева?
— По сути, летопись открыла нам «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: от начала становления государственности на Руси до татаро-монгольского ига. Причем все проиллюстрировано подробнейшим образом: доказано, что сначала рисовалась картинка, то есть создавался видеоряд истории, а потом к ней писались пояснения. Но нас интересует, какие именно знания о прошлом Руси принесла «Повесть временных лет».
— И какие же?
— Это сказание о том, как крестилась Русь! «И стал Владимир княжить в Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот…» Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, «немцев из Рима», византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии. Эта каноническая версия основывается на одном единственном источнике — «Повести временных лет».
— А разве события развивались как-то иначе?
— Боюсь, до изобретения машины времени достоверно мы это не узнаем никогда… Но! Яков Брюс вывел историю России из варягов, причислил государей российских к роду Рюриковичей. Чем подтвердил приоритет самодержавия как формы правления и приоритет единобожия как формы веры. Любители «теории заговоров» могут поискать в анналах истории и другие примеры использования данной матрицы. Например, написанная иезуитами история Великого княжества Литовского.
— И что же это дало России?
— Объясню. Чтобы построить крепкое здание мощного государства, у него должен быть твердый фундамент из прошлого, которое трактуется четко и однозначно. Вот Брюс и постарался свести все летописи в одну: чтобы из нее ясно было бы видно происхождение веры и божественная поддержка верховного правителя. К тому же, выведя Русь от варяга Рюрика, потомками которого считали себя многие европейские монархи, Брюс как бы породнил Русь и Европу, загодя убрав целый ряд спорных вопросов и сменив изоляционную политику на сотрудническую.
— Но если история Руси писалась с рукописи XV века, то достоверна ли она?
— Я думаю, в целом — история истинная, поскольку отдельные ее фрагменты подтверждаются иностранными источниками. Но в ней есть места, которые явно были исправлены в угоду времени и Петру в частности. Но ведь любая история — это прежде всего литературное произведение…
Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ