Фальшивка ли Повесть временных лет

Знаменитой «Повести временных лет» в этом году исполняется 900 лет. Уникальный документ, по которому историю древней Руси изучают во всем мире, принадлежит перу Нестора — монаха Киево-Печерского монастыря. Синельников Андрей ЗиновьевичЭто официальная точка зрения. Но есть и неофициальная. Андрей Синельников — историк, член союза писателей России, — убежден: летопись написал знаменитый колдун, чернокнижник и масон Яков Брюс! Деталями этой мистико-детективной истории Андрей СИНЕЛЬНИКОВ поделился со «Ступенями».

— Андрей, нам всем со школьной скамьи известно, что «Повесть временных лет» написал Нестор. Почему же вы решили, будто ее автор — Брюс?

 Согласно официальной точке зрения, «Повесть временных лет» была переведена со знаменитой Радзивиловской летописи Василием Никитичем Татищевым. Но почему вдруг Татищев, выпускник артиллерийской и инженерной школы, сотрудник берг-коллегии взялся за историческое сочинительство? Потому как именно эту стезю определил для него его учитель — Яков Брюс. Именно Яков Брюс, имевший на Петра I такое же влияние, как Распутин – на Николая II, намекнул императору о необходимости написания подробной «Русской Истории». И он же указал государю на будущего исполнителя этой титанической задачи — Татищева!

— А какая, собственно, разница, кто именно это сделал? Главное, «История» написана!

— Не скажите. Яков Брюс — личность противоречивая. С одной стороны – знатный образованный вельможа, шотландский принц, который многое сделал для в России. С другой — колдун, чернокнижник, основатель масонства. Говорили, что в своей Сухаревой башне на третьем этаже у него жил настоящий дракон, на котором он по ночам летал над Москвой… Так вот именно Брюс передал Татищеву знаменитую «Радзивиловскую летопись», из которой потом и родилась «Повесть временных лет».

— А откуда вдруг взялась «Радзивиловская летопись»?

— Она названа «Радзивиловской» по имени своего первого известного владельца — Януша Радзивила, виленского воеводы. Летопись была написана не ранее XV века на бумаге польского изготовления. Ее главная особенность — иллюстрации. 618 рисунков, изображающие походы русов на Царьград, войны с печенегами и набеги на половцев, взимание дани с покоренных народов, казни, сражения, убийства, небесные знамения: разнообразнейшие картины жизни и быта Древней Руси от постройки Новгорода до 1206 года. Ничего подобного этим рисункам мы не знаем. Это летопись-картинка, сейчас такое называют комиксами. Где, когда именно и по чьему заказу она была написана — неизвестно.

Брюс же обнаружил ее в Книгсбергской библиотеке в 1711 году: то есть летопись появилась «в нужном месте и в нужное время» — как раз тогда, когда Петр задумал писать историю России.

— Несколько подозрительно, да?

— Именно! Много лет я пытался разгадать эту тайну, пока не обнаружил в исторических архивах очень интересный документ: письмо канцеляриста Федора Борисова графу Якову Брюсу, написанное 10 февраля 1712 года из города Кенигсберга. Документ этот касается финансов, а не истории, потому, верно, и дожил до наших дней. «Высокоблагородный и превосходительный Гдн Яков Вилимович. По именному Е. Ц. В. указу, оставлен я здесь при самом от сюда отъезде Е. Вел. для списывания некоторой словенской книги. Того ради прошу вашего высокоблагородия, дабы здешний бургомистр Эгелин дал мне шестьдесят талеров, чем бы мне оную в окончание привести, которая Е. Ц. В. зело потребна. А помянутые талеры заплачены будут из посольской походной канцелярии. При сем остаюсь Вашего Высокоблагородия всепокорный и нижайший слуга канцелярист Ф. Борисов».

Известно, что Петр прибыл в Кенигсберг 9-го, а выехал 11-го ноября 1711 года. Сам он нашел время просмотреть какую-то книгу и дать указание ее списать? Или кто-то подтолкнул его к этому? Судя по письму, сделал это именно Яков Брюс. Далее все становится на свои места: канцелярист книгу аккуратно переписал, а Брюс ее Татищеву отдал.

— А вы не допускали мысли, будто Брюс действительно нашел в Кенигсберге древнюю славянскую рукопись, переписанную поляками?

— Возможно, дело обстояло и так. Почему же тогда рукопись датируется XV веком? Куда пропал оригинал XI-XII веков?.. Но дело даже не в этом. Как только рукопись попала к Василию Татищеву, она начала буквально расти — он был человеком исполнительным. К тому же нашел автора данной летописи в ней же самой, — летописца «Нестора черноризца Феодосиева монастыря Печорского».

— Что же в итоге получилось? Какое прошлое дала нам «Повесть временных лет» в редакции Татищева?

— По сути, летопись открыла нам «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: от начала становления государственности на Руси до татаро-монгольского ига. Причем все проиллюстрировано подробнейшим образом: доказано, что сначала рисовалась картинка, то есть создавался видеоряд истории, а потом к ней писались пояснения. Но нас интересует, какие именно знания о прошлом Руси принесла «Повесть временных лет».

— И какие же?

— Это сказание о том, как крестилась Русь! «И стал Владимир княжить в Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот…» Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, «немцев из Рима», византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии. Эта каноническая версия основывается на одном единственном источнике — «Повести временных лет».

— А разве события развивались как-то иначе?

— Боюсь, до изобретения машины времени достоверно мы это не узнаем никогда… Но! Яков Брюс вывел историю России из варягов, причислил государей российских к роду Рюриковичей. Чем подтвердил приоритет самодержавия как формы правления и приоритет единобожия как формы веры. Любители «теории заговоров» могут поискать в анналах истории и другие примеры использования данной матрицы. Например, написанная иезуитами история Великого княжества Литовского.

— И что же это дало России?

— Объясню. Чтобы построить крепкое здание мощного государства, у него должен быть твердый фундамент из прошлого, которое трактуется четко и однозначно. Вот Брюс и постарался свести все летописи в одну: чтобы из нее ясно было бы видно происхождение веры и божественная поддержка верховного правителя. К тому же, выведя Русь от варяга Рюрика, потомками которого считали себя многие европейские монархи, Брюс как бы породнил Русь и Европу, загодя убрав целый ряд спорных вопросов и сменив изоляционную политику на сотрудническую.

— Но если история Руси писалась с рукописи XV века, то достоверна ли она?

— Я думаю, в целом — история истинная, поскольку отдельные ее фрагменты подтверждаются иностранными источниками. Но в ней есть места, которые явно были исправлены в угоду времени и Петру в частности. Но ведь любая история — это прежде всего литературное произведение…

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ

Поделиться этой записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.