Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых.
Святки праздновались всеми, но в основном это праздник для молодежи. Для потешных и забавных игр ряженых парни и девушки заранее готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.
Святки старые и новые
До принятия Христианства древние славяне в этот период времени праздновали свой зимний праздник – святки — название не изменилось. Они устраивали праздничные пиршества и колядование, хождение ряженых и различного рода увеселения. Это был самый веселый праздник зимой, посвященный языческому богу Святовиту.
В старину, в первый день Святок, разжигался костер, который поддерживался 12 праздничных дней, а с возвышенности пускали горящее колесо. Оно символизировало уход старого года со всеми невзгодами.
Традиционно молодежь в праздничные дни Святок обычно наряжались в праздничные наряды, рядились в различные костюмы. Они танцевали, пели и веселились. По старой традиции, в самые первые дни праздника, принято навещать родственников, близких и друзей, дарить небольшие подарки.
Хождение ряжеными — отличительная черта всего праздника Святок. Обычай этот никак нельзя считать случайной деталью народного быта, поскольку и сам обряд был повсеместен, и распространялся он на всех, исключая разве что скоморохов.
Сегодняшнее значение слова “игра” не совсем соответствует тому, что было употребительно в прошлом. Игрой, например, считалось загадывание загадок. Вероятно, когда-то в прошлом это был какой-то магический обряд. Со временем истинный смысл его затерялся.
В Святках не было той последовательности, стройности и порядка, которые присущи другим неоднодневным народным праздникам. И сами веселились, и развлекали других все, кто как мог, в этой беспорядочности и заключалась главная стилевая особенность Святок.
Гадание и всевозможная ворожба в Святки особенно увлекали детей и подростков, чаще женского пола, взрослых девиц да и замужних женщин. Трудно даже перечислить все виды гадания. В Святки странным образом все вокруг приобретало особый смысл, ничто не казалось случайным. Загадывали на самые незначительные мелочи, любая деталь превращалась в примету, в предвестника чего-то определенного. Запоминалось и истолковывалось все, на что после Святок никто и внимания не обратит.
Святочный календарь
После перехода с григорианским на юлианский календарь сместились даты, многое спуталось. Современный календарь святок следующий:
6 января — Сочельник (он же кутейник), вечером в канун Рождества, совершали магические обряды и гадали. На этот же день у славян приходились Турицы.
7 января — Рождество.
8 января — Бабьи каши. Это праздник рожениц и повивальных бабок. Во многих губерниях России, в этот день приходили к повивальным бабкам и преподносили им разные яства. После этого с ними кутили с самого вечера до самого утра. В этот день также просили защиты и помощи у укротителя гнева и музыканта — пророка Давида.
9 января — в этот день было принято нанимать батраков. В народе он получил название — Стефанов день.
10 января — имеет название Рождественский мясоед или домочадцев день. Мясоед не является праздничным днем, а служит началом длительного периода определенной жизни православного христианства. Однако, дни мясоеда, как правило, наполнялись духовным осветлением и праздничной возвышенностью.
11 января — считается днем в память избиенных царем Иродом в Вифлееме младенцев. Начиная с этого дня и вплоть до 19 января, женщинам запрещалась игра в карты, как считалось, иначе «куры поклюют огурцы».
12 января — день носит название — Анисья желудочница. Название обусловлено тем, что в этот день проходило гадание по свиным желудкам, селезенке и печени гусей. Гадали о погоде зимой, если случалось так, что селезенка и печень слишком раздуты, значит, зима будет пасмурной и теплой, с довольно частыми дождиками. Если же требуха имела тонкую, вытянутую форму, то следовало ждать морозной зимы.
13 января — Васильева коляда или день святой Маланьи. Более раннее — Мара Зимняя. До смены стиля этот день приходился на 31 декабря и являлся кануном Нового года. Все члены семьи в этот день занимались приготовлением к встрече Нового года. Под Васильев день ведьмы месяц крадут. Если ночью дует ветер с юга — год будет теплый и благостный, если с запада — то будет изобиловать молоком и рыбой, с востока — стоит ожидать хороший урожай фруктов.
14 января — день носит название Василий Великий — покровитель свиней. День этот приходился на 1 января, то есть на Новый год по старому календарю.
15 января — Сильвестров день. Представляет из себя кулинарный праздник, в этот день не употребляли в пищу яйца и курятину. В курятниках вешали «куриного божка». В районах южной России «куриным божком» называют черный камешек с естественно образованным отверстием посередине. В Московской губернии в роли божка выступал обычный лапоть, его подвешивали в курятнике на стену для того, чтобы урегулировать отношения домового и кур, которые у него не в большом почете. В тот же день делали заговор дочерей Ирода — сестер лихоманок. Считалось, что они насылали на людей всевозможные несчастья.
16 января — день пророка Малахии. Считалось, что в этот день, голодные ведьмы занимаются тем, что задаивают до смерти коров. Нечистая сила в этот день особенно озлоблена и может напасть на человека. Самой старой метлой, обстукивали все углы в снаружи и внутри дома, делалось это для защиты от всевозможной нечисти. Также обращались за помощью к «домовому».
17 января — в день этот, равно как и следующий, женщинам воспрещалось шить, считалось, что у нарушительниц ребенок может родиться слепым.
18 января — вечер Крещенский, канун Богоявления Господнего. Второй сочельник является основным днем гаданий на святки. Накануне мелом чертили кресты на стенах, потолках и дверях. Собирался снег для умывания и беления холстов. В полночь ходили на реку по воду, считали, что эта вода долгое время не портиться.
19 января — Богоявление и Крещение. Крещение называли прощанием со святками. Также считалось, что в Богоявленскую ночь открывалось небо.