Парламентская форма правления — это вторая наиболее распространенная форма правления в мире на данный момент. Должности главы государства и главы исполнительной власти разделены. Последнюю занимает человек, являющийся лидером самой крупной политической партии или коалиции партий, пользующийся поддержкой законодателей, которому глава государства предлагает сформировать правительство. Пребывание его у власти зависит от способности сохранить за собой поддержку законодателей, притом что глава исполнительной власти обычно может рекомендовать главе государства распустить законодательное собрание, после чего объявляются всеобщие выборы.
В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов.
При парламентской форме правления связь правительства с парламентским большинством часто наделяет премьер-министра значительной властью. Впрочем, случаются и ситуации иного рода. Правительства, опирающиеся на незначительное большинство или вовсе не имеющие большинства в парламенте, могут привлекать в свой состав (и зависеть от них) членов других партий. В подобных условиях премьер-министру нередко приходится уступать требованиям тех, на поддержку которых правительство вынуждено опираться под угрозой противодействия со стороны парламента.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства.
Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Парламентская форма правления принята в 56 государствах, охватывая 1/3 всего населения земли. Восемнадцать из этих государств находятся в северной и западной частях Европы, 11 — в Карибском регионе и 8 — в Океании. Почти половина — 46% — государств с парламентской формой правления располагается на островах. Эта форма правления существует преимущественно в маленьких государствах, хотя Индия — страна, занимающая второе место в мире по численности населения, тоже имеет парламентскую форму правления.
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
- исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
- президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
- всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
- все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Парламентские республики: список стран
Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):
- в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
- в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
- в Африке — Эфиопия; в Америке — Доминика;
- в Океании — Вануату.