Неподалеку от села Майданецкое (Майданское) Тальновского района Черкасской области Украины, расположено поселение-гигант времен трипольской культуры. Археологические раскопки поселения-гиганта Трипольськой культуры около села Майданецькое продолжались с 1971 по 1991 годы.
Эти исследования полностью изменили представления про характер трипольськой культуры и её место в праистории Европы. Достоянием многолетних полевых исследований стал колоссальный по размерам материал по планированию поселения, конструкции жилищ, коллекция вещей, которая насчитывает более трехсот экземпляров статуэток, тысячи образцов художественно росписанной посуды, предметов быта и т.д.
Аэрофотосъемка использовалась уже в начале ХХст., геомагнитная разведка в археологии с конца 50-х годов, а в трипольськой археологии — с начала 60-х годов. Новым явлением стало их комплексное объединение с традиционными методами археологии — разведками и раскопками. На снимках читались огромные кольцевые структуры, которые образовывались с отдельных жилищ, улиц и кварталов, рвов. Тетьяна Пассек назвала эти поселения «родовыми», а Шишкин допустил, что они — предшественники будущих великих средневековых городов (Шишкин, 1973).
В это тяжело было поверить, и действительно, научная общественность восприняла первые открытия К. Шишкина,которые были сделаны в конце 60-х годов, с недоверием. Однако дело было сдвинуто с места благодаря комплексным археометрическо — археологическим исследованиям, которые начались в 1971 году под руководством авторитетного украинского археолога, исследователя Трипольськой культуры с 40-летним стажем, Николаем Михайловичем Шмаглия (1931 — 1994) на трипольском поселении около с. Майданецкое, которое еще в 20 — тые годы ХХ ст. исследовал В. Безвенглинский.
Магнитная съемка, проведенная в 1971-74 гг. на площади 180 га под руководством В.П.Дудкина показала, что в поселении было не меньше как 1 575 домов, которые были размещены в четырёх эллиптических структурах. Общее число жилищ, включая 20 га не охваченных исследованиями, могло насчитывать до 2000. Под руководством М. Шмаглия 1971-1991 гг. исследованы останки 34 сооружений — жилых и хозяйственных, в том числе двух- и даже трёхэтажных. В поселении проживало около 10 тыс. жителей — это в 5 раз больше, чем в каком-нибудь другом поселении тогдашнего мира. Столько не имел даже Новгород до XII ст.
Как замечает авторитетный археолог Триполья Михаил Видейко, площадь наибольших сооружений Майданецкого превосходит 1000 кв. м, т.е. не поступается по размерами общественным сооружениям эпохи неолита в Месопотамии. По датировкам Михаила Видейка, время существования Майданецкого — 3500—3600 лет до н. э. Традиционно считается, что время основания первых южношумерских городов-государств Ура, Урука та Джемдет-Насра — около 3500 лет до н. э.
Михаил Видейко пишет: «…уровень микрогруппы поселений, которое включает большие поселения, средние и малые, находит соответствие в такой структуре, как «ном» (название месопотамского города-государства). Их сближают следующие признаки: наличие иерархии поселений, размеры территории, численность населения, моноэтничность».
В Майданецком найдены глиняные жетоны-изделия геометрической формы, аналогичные которым имели распространение в Месопотамии в 6-4 тыс.до н. э.. Там они использовались, по мнению исследователей, для найпростейших учетных операций, а затем перешли в графику на глиняные таблички — как обозначение ряда числительных и предметов в протописьменности Шумер IV тыс.до н. э.(Sabah, Оутс, 1986, стор348 -. 362).
Дома трипольцы сооружали из дерева, стены оплетали лозой, аккуратно обмазывали глиной. Фасады домов красили желтой, красноватой или зеленоватой краской — свидетельством того, что трипольцы любили искусство, были талантливыми дизайнерами, все остальные стены аккуратно белили мелом. Но не только в оформлении жилищ, так везде: аккуратно спланированы улицы, усажены деревьями, полевыми цветами. Следует думать, что свою одежду, даже простой, рабочий, мастерил ни абы как. В каждом доме ставили каменную печь, а если дом строили большой , то его разделяли на отдельные комнаты, в кождой из них ставили печь-очаг, лежанку, место для работы, алтарь – жертвенник. С каждой комнаты делали выход на двор.
Жилища имели двухэтажную конструкцию. Первый этаж имел хозяйственное назначение, второй — хозяйственное и жилищное. На втором этаже было два помещения: входное (сени) и собственно жилое. Входное и жилое помещения разделены порожком и «гребнем», сотворенным завалом простенка. В сенях обычно фиксируются остатки «рабочих мест» — корытц для растирания зерна, вымосток, зернотерок, посуду.
В семьях «трипольцев» могло быть до трёх-четырёх детей, а с появлением последнего ребенка первый создавал семью или приближался к этому. Однако родительская пара после женитьбы всех детей проживала отдельно, а не с семьей младшего ребенка, как думает О. Г. Корвин-Пиотровский (Колесников А. 1993, с. 36—37). В этом случае большая патриархальная семья занимала несколько расположенных рядом сооружений на поселении. В пользу этого свидетельствует неоднократное обозначение исследователями «гнездовое» размещение сооружений на разных памятниках и проведенный Т. М. Ткачуком анализ знаковой системы, что позволяет говорить про проживание близких родственников в таких «гнездах», т.е. группах из трёх— четырёх сооружений (Ткачук 2005).
В Майданецком кроме того, были раскопаны останки сооружений, которые могут быть обозначены, как общественные. Например, один из комплексов может быть реконструирован, как большое двухэтажное сооружение размером 24х7м, общей площадью 336 кв. метров. На втором этаже было два помещения. Большее имело размеры 7х15м (105 кв.метров) с глинобитным подиумом по периметру. В меньшем помещении — 7х9м, которое выходило из этого зала, тщательно изготовлен глиняный пол, окрашенный красной охрой. По планированию и интерьеру это сооружение заметно отличается от стандартного жилого строения Майданецкого поселения. Возможно, перед нами место собрания небольшой общины.
Раскопаны останки ремесленных, гончарных, ткацких, оружейных, камне- и кремнеперерабатывающих мастерских. Площадь части глинобитных сооружений достигала более 500 м2. Помещения имели сложное планирование, минимально два этажа, чердак, где хранилась еда. В каждом доме жила большая патриархальная семья.
В пределах одной фазы сосуществовали большие, средние и малые поселения. Картография показала, что они образуют свое родные микрогруппы, где расстояния между пунктами не превышают 3 — 10 км. При этом микрогруппы были привязаны к определенным речным системам. В их число входили: 1 очень большое (100 — 450га)поселение, 1 — 2 средних (40 — 100га) или 2 — 3 мелких (1 — 20 га). В пределах локальной группы насчитывалось от 2 до 4 микрогрупп.
Благодаря этим и другим раскопкам, осознаем, что Майданецкое поселение — это не просто первобытное место, а четко продуманная концепция, система сил, цивилизация.
«Агрогорода Трипольской культуры – это типовые города-государства с разнообразным оседлым земледельческим населением, — отмечает украинский исследователь Валерий Снежко. Располагались они неподалеку одно от другого, а также не имели специализированных военных оборонительных сооружений, о чем свидетельствует неконфликтное хозяйственное, общественное и культурное сосуществование этих поселений. Сами поселения располагались таким образом, чтобы противостоять различным природным явлениям, в частности наводнениям, ураганам, снежным заносам, хищникам… (Катарсис. Природное осмысление украиноведения. Журнал «Social Science»).
Несколько по-иному рассматривала процесс формирования Майданецкого поселения известная исследовательница Триполья Е. К. Черныш. По ее мнению, поселения-гиганты — это последствия объединения нескольких общин с целью обороны от внешней угрозы — со стороны «степных» племен. При этом она дала критическую оценку работам Н.М.Шмаглия, посвященным характеристике трипольских протогородов (Черныш, 1977, с20;..1982, с239). Не возражая мысли о высоком уровне развития трипольского общества, которое нашло выражение в появлении данного типа памятников, Е.К. Черныш связала их гибель прежде всего с экономической слабостью трипольского общества — большой весомой лептой скотоводства, относительно слабому развитию ремесел, архаическими орудиями труда. Из-за этого трипольское общество, по ее мнению, не смогло преодолеть границы, которые отделяли его от городской цивилизации (Черныш, 1982, с.239).
Неоднократно обращался к проблеме трипольских протогородов исследователь В.М.Массон. В качестве основных он рассматривал не количество (площадь, вероятное число жителей), а качественные характеристики памятников, которые бы отображали внутреннюю перестройку структуры поселений. По мнению Массона, появление в Восточной Европе суперпоселений типа Майданецкого было сперва-наперво, свидетельством концентрации населения. Сам же «суперцентр» был центром сельскохозяйственной округи (Массон, 1975, с. 14).
Как село Майданецкое (Майданец) упоминается в документах начиная с XVIII ст. В конце XIX ст. в селе был сооружен сахарный завод, который просуществовал до конца ХХ ст.(ныни — разобранный), с которым связано строительство каскада ставков. В центре села сохранилось сооружение водяной мельницы. В селе в 80-тые годы ХХ ст. был создан краеведческий музей, расположенный в старом школьном здании.Один из экспонатов — диорама трипольского протогорода, воспроизведённая на основании археологических иследований.
Трипольское поселение Майданецкое (Майданское) вместе с другими трипольскими поселениями Тальянки и Доброводы попали в список наибольших мест в истории человечества — List of largest cities throughout history и к списку областного заповедника «Трипольская культура». Находки с раскопок в Майданецком экспонируются в Национальном музее истории Украины, Областном краеведческом музее г. Черкассы и Археологическом музее Институту археологии НАН Украины (Киев).
С сайта http://slawa.com.ua/